Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 92.05 € 98.64
       
 
Новости

Жили два товарища: русский и черкес

Дата публикации: 15.03.2014

Текущие политические события на Украине, связанные с межнациональными отношениями, заставляют нас быть неравнодушными к братскому народу. Межнациональные отношения – вопрос очень острый и в нашей стране. Размышляя об этом, вспоминаю прошедшие времена и хочу поделиться своими наблюдениями о мудрости наших предков в создании доброжелательных отношений между русскими, жителями нашего района, и черкесами, ближайшими соседями.

Остается сожалеть, что сейчас так называемое куначество изжило себя и живем мы обособленно, зачастую не понимая друг друга.

На Большом Зеленчуке есть два поселка – хутор Фролов (он тогда относился к Удобненскому району) и аул Инжичишхо. На хуторе Фролов прошло все мое детство. Я была свидетелем того, какие между жителями хутора и аула всегда были прекрасные дружеские отношения. Почти все мужчины хутора имели кунаков в ауле.

Один из примеров – дружба Гордея Павловича Ющенко, работавшего в хуторе заместителем председателя колхоза по хозяйственной части. В ауле у него был кунак Карданов, знаю, что он лечил детей от сглаза, (в том числе и меня), ангину вылечивал за 1-2 раза, возили к нему и других детей из хутора.

Г.П. Ющенко был прекрасным животноводом-овцеводом и чтобы улучшить породу овец, он всегда делился маточным поголовьем со своим кунаком.

В 1935 году Гордея Павловича послали на Волгу в немецкие поселки за овцами Романовской породы, шкуры которых шли для пошива полушубков военным. Он привез в колхоз овец и умудрился три головы доставить своему кунаку (что в то время было непросто). В свою же очередь, кунак научил его валять шерсть. Более тонкий материал шел на изготовление башлыков и брилянок – это мужские шляпы, которые защищали пастухов от летнего зноя. А толстое валяное полотно шло на изготовление бурок. Кстати, бурку, уникальную верхнюю одежду, казаки переняли у народов Северного Кавказа. Она в стужу согревала всадника, в любой дождь она не промокала. На горных пастбищах пастух спал на бурке и укрывался ею – на нее не ползет ни муравей, ни змея.

Дружили не только мужчины, но и их жены между собой. Так жена кунака – Фатима, научила жену Гордея делать из козьего и овечьего молока брынзу. Смею заверить, что этому сыру по вкусу нет равного в мире. Жена же Гордея, в свою очередь, научила Фатиму печь хлеб.

Два раза в год: 7 ноября и 1 мая устраивались совместные праздники. В конце аула есть холмик, туда и приходили семьями, там знакомились и ребята-подростки, завязывалась дружба, зачастую продолжавшаяся всю жизнь.

Соревновались на лошадях джигиты и казаки. Я помню, как казак Иван Маликов на скаку рубил лозу. Взмах шашки, и лоза срублена: еще мгновение она стоит перпендикулярно, а потом медленно опускается на землю.

А что может сравниться с мелодией гармоники в умелых руках черкешенки Кули?

Дружба народов, взаимопроникновение быта, культуры одного народа к другому являлось цементирующей основой государства.

В 1929 году в колхозы стали поступать трактора. В Баталпашинской (ныне Черкесск) организовали курсы трактористов. Там и встретились два молодых человека: русский Василий Георгиевич Власов (это мой отец) и черкес Муса Гедегушев. Всю жизнь они прошли вместе, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Василь (так звал его Муса), работая в МТС старшим механиком, всегда из Ростова привозил для Мусы запчасти, такие же. как и для себя. В то трудное время, это было непростым делом.

Муса любил борщ, попросил жену Василя научить Марьяну (его жену) варить борщ и печь хлеб. Что Анна делала с удовольствием. Кунаки всю жизнь прожили бок о бок.

В 1987 на похороны Василия Муса приезжал с сыном Эльясом и невесткой Тамарой. У гроба Василя он так плакал, что его еле успокоили, а потом он повернулся к людям и сказал: «Люди, Василь был мне не просто друг, он мне был брат».

Позже продолжили дружить их сыновья – Эльяс, Даут Гедегушевы и Виктор Васильевич Власов.

Еще один пример. В 1967 году мой ученик Иван Кендюхов со своим другом Вячеславом Кириченко, отслужили в армии и решили поступать в пединститут. За 2 года школьную программу подзабыли, но все-таки решили ехать в Карачаевск поступать. Приехали на велосипедах к вечеру, знакомых нет, остановиться негде, и молодые люди отправились на берег Кубани, поставили палатку. Подходит к ним мужчина:

- «Что вы здесь делаете, ребята?»

- «Приехали поступать в пединститут на факультет физкультуры».

Мужчина побеседовал с ними, увидел, что ребята серьезные, а потом и говорит: «Давайте знакомиться! Я Хасан Хазретович Байрамкулов, декан физкультурного факультета. Вы вот что, ребята, приходите завтра к пединституту, я дам вам преподавателя, чтобы он помог подготовиться к вступительным экзаменам».

Теперь Иван Иванович Кендюхов - заслуженный учитель РФ и преподает в СШ N 13 г. Сочи.

Так Хасан Хазретович, уважаемый человек в городе, помог русским парням найти себя в профессии, в работе.

Надеюсь, что зерно национализма не найдет у нас благодатной почвы, и мы, жители Северного Кавказа, будем жить в мире и согласии.

От редакции.

Надеемся, что отдел культуры МО Отрадненский район расскажет на страницах газеты о планах культурного обмена с нашими соседями.
Остается сожалеть, что сейчас так называемое куначество изжило себя и живем мы обособленно, зачастую не понимая друг друга.

На Большом Зеленчуке есть два поселка – хутор Фролов (он тогда относился к Удобненскому району) и аул Инжичишхо. На хуторе Фролов прошло все мое детство. Я была свидетелем того, какие между жителями хутора и аула всегда были прекрасные дружеские отношения. Почти все мужчины хутора имели кунаков в ауле.

Один из примеров – дружба Гордея Павловича Ющенко, работавшего в хуторе заместителем председателя колхоза по хозяйственной части. В ауле у него был кунак Карданов, знаю, что он лечил детей от сглаза, (в том числе и меня), ангину вылечивал за 1-2 раза, возили к нему и других детей из хутора.

Г.П. Ющенко был прекрасным животноводом-овцеводом и чтобы улучшить породу овец, он всегда делился маточным поголовьем со своим кунаком.

В 1935 году Гордея Павловича послали на Волгу в немецкие поселки за овцами Романовской породы, шкуры которых шли для пошива полушубков военным. Он привез в колхоз овец и умудрился три головы доставить своему кунаку (что в то время было непросто). В свою же очередь, кунак научил его валять шерсть. Более тонкий материал шел на изготовление башлыков и брилянок – это мужские шляпы, которые защищали пастухов от летнего зноя. А толстое валяное полотно шло на изготовление бурок. Кстати, бурку, уникальную верхнюю одежду, казаки переняли у народов Северного Кавказа. Она в стужу согревала всадника, в любой дождь она не промокала. На горных пастбищах пастух спал на бурке и укрывался ею – на нее не ползет ни муравей, ни змея.

Дружили не только мужчины, но и их жены между собой. Так жена кунака – Фатима, научила жену Гордея делать из козьего и овечьего молока брынзу. Смею заверить, что этому сыру по вкусу нет равного в мире. Жена же Гордея, в свою очередь, научила Фатиму печь хлеб.

Два раза в год: 7 ноября и 1 мая устраивались совместные праздники. В конце аула есть холмик, туда и приходили семьями, там знакомились и ребята-подростки, завязывалась дружба, зачастую продолжавшаяся всю жизнь.

Соревновались на лошадях джигиты и казаки. Я помню, как казак Иван Маликов на скаку рубил лозу. Взмах шашки, и лоза срублена: еще мгновение она стоит перпендикулярно, а потом медленно опускается на землю.

А что может сравниться с мелодией гармоники в умелых руках черкешенки Кули?

Дружба народов, взаимопроникновение быта, культуры одного народа к другому являлось цементирующей основой государства.

В 1929 году в колхозы стали поступать трактора. В Баталпашинской (ныне Черкесск) организовали курсы трактористов. Там и встретились два молодых человека: русский Василий Георгиевич Власов (это мой отец) и черкес Муса Гедегушев. Всю жизнь они прошли вместе, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Василь (так звал его Муса), работая в МТС старшим механиком, всегда из Ростова привозил для Мусы запчасти, такие же. как и для себя. В то трудное время, это было непростым делом.

Муса любил борщ, попросил жену Василя научить Марьяну (его жену) варить борщ и печь хлеб. Что Анна делала с удовольствием. Кунаки всю жизнь прожили бок о бок.

В 1987 на похороны Василия Муса приезжал с сыном Эльясом и невесткой Тамарой. У гроба Василя он так плакал, что его еле успокоили, а потом он повернулся к людям и сказал: «Люди, Василь был мне не просто друг, он мне был брат».

Позже продолжили дружить их сыновья – Эльяс, Даут Гедегушевы и Виктор Васильевич Власов.

Еще один пример. В 1967 году мой ученик Иван Кендюхов со своим другом Вячеславом Кириченко, отслужили в армии и решили поступать в пединститут. За 2 года школьную программу подзабыли, но все-таки решили ехать в Карачаевск поступать. Приехали на велосипедах к вечеру, знакомых нет, остановиться негде, и молодые люди отправились на берег Кубани, поставили палатку. Подходит к ним мужчина:

- «Что вы здесь делаете, ребята?»

- «Приехали поступать в пединститут на факультет физкультуры».

Мужчина побеседовал с ними, увидел, что ребята серьезные, а потом и говорит: «Давайте знакомиться! Я Хасан Хазретович Байрамкулов, декан физкультурного факультета. Вы вот что, ребята, приходите завтра к пединституту, я дам вам преподавателя, чтобы он помог подготовиться к вступительным экзаменам».

Теперь Иван Иванович Кендюхов - заслуженный учитель РФ и преподает в СШ N 13 г. Сочи.

Так Хасан Хазретович, уважаемый человек в городе, помог русским парням найти себя в профессии, в работе.

Надеюсь, что зерно национализма не найдет у нас благодатной почвы, и мы, жители Северного Кавказа, будем жить в мире и согласии.

От редакции.

Надеемся, что отдел культуры МО Отрадненский район расскажет на страницах газеты о планах культурного обмена с нашими соседями.
Н. Босенко (Власова), ветеран педагогического труда
Рубрика: Общество
 
Новости

Жили два товарища: русский и черкес

Дата публикации: 15.03.2014

Текущие политические события на Украине, связанные с межнациональными отношениями, заставляют нас быть неравнодушными к братскому народу. Межнациональные отношения – вопрос очень острый и в нашей стране. Размышляя об этом, вспоминаю прошедшие времена и хочу поделиться своими наблюдениями о мудрости наших предков в создании доброжелательных отношений между русскими, жителями нашего района, и черкесами, ближайшими соседями.

Остается сожалеть, что сейчас так называемое куначество изжило себя и живем мы обособленно, зачастую не понимая друг друга.

На Большом Зеленчуке есть два поселка – хутор Фролов (он тогда относился к Удобненскому району) и аул Инжичишхо. На хуторе Фролов прошло все мое детство. Я была свидетелем того, какие между жителями хутора и аула всегда были прекрасные дружеские отношения. Почти все мужчины хутора имели кунаков в ауле.

Один из примеров – дружба Гордея Павловича Ющенко, работавшего в хуторе заместителем председателя колхоза по хозяйственной части. В ауле у него был кунак Карданов, знаю, что он лечил детей от сглаза, (в том числе и меня), ангину вылечивал за 1-2 раза, возили к нему и других детей из хутора.

Г.П. Ющенко был прекрасным животноводом-овцеводом и чтобы улучшить породу овец, он всегда делился маточным поголовьем со своим кунаком.

В 1935 году Гордея Павловича послали на Волгу в немецкие поселки за овцами Романовской породы, шкуры которых шли для пошива полушубков военным. Он привез в колхоз овец и умудрился три головы доставить своему кунаку (что в то время было непросто). В свою же очередь, кунак научил его валять шерсть. Более тонкий материал шел на изготовление башлыков и брилянок – это мужские шляпы, которые защищали пастухов от летнего зноя. А толстое валяное полотно шло на изготовление бурок. Кстати, бурку, уникальную верхнюю одежду, казаки переняли у народов Северного Кавказа. Она в стужу согревала всадника, в любой дождь она не промокала. На горных пастбищах пастух спал на бурке и укрывался ею – на нее не ползет ни муравей, ни змея.

Дружили не только мужчины, но и их жены между собой. Так жена кунака – Фатима, научила жену Гордея делать из козьего и овечьего молока брынзу. Смею заверить, что этому сыру по вкусу нет равного в мире. Жена же Гордея, в свою очередь, научила Фатиму печь хлеб.

Два раза в год: 7 ноября и 1 мая устраивались совместные праздники. В конце аула есть холмик, туда и приходили семьями, там знакомились и ребята-подростки, завязывалась дружба, зачастую продолжавшаяся всю жизнь.

Соревновались на лошадях джигиты и казаки. Я помню, как казак Иван Маликов на скаку рубил лозу. Взмах шашки, и лоза срублена: еще мгновение она стоит перпендикулярно, а потом медленно опускается на землю.

А что может сравниться с мелодией гармоники в умелых руках черкешенки Кули?

Дружба народов, взаимопроникновение быта, культуры одного народа к другому являлось цементирующей основой государства.

В 1929 году в колхозы стали поступать трактора. В Баталпашинской (ныне Черкесск) организовали курсы трактористов. Там и встретились два молодых человека: русский Василий Георгиевич Власов (это мой отец) и черкес Муса Гедегушев. Всю жизнь они прошли вместе, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Василь (так звал его Муса), работая в МТС старшим механиком, всегда из Ростова привозил для Мусы запчасти, такие же. как и для себя. В то трудное время, это было непростым делом.

Муса любил борщ, попросил жену Василя научить Марьяну (его жену) варить борщ и печь хлеб. Что Анна делала с удовольствием. Кунаки всю жизнь прожили бок о бок.

В 1987 на похороны Василия Муса приезжал с сыном Эльясом и невесткой Тамарой. У гроба Василя он так плакал, что его еле успокоили, а потом он повернулся к людям и сказал: «Люди, Василь был мне не просто друг, он мне был брат».

Позже продолжили дружить их сыновья – Эльяс, Даут Гедегушевы и Виктор Васильевич Власов.

Еще один пример. В 1967 году мой ученик Иван Кендюхов со своим другом Вячеславом Кириченко, отслужили в армии и решили поступать в пединститут. За 2 года школьную программу подзабыли, но все-таки решили ехать в Карачаевск поступать. Приехали на велосипедах к вечеру, знакомых нет, остановиться негде, и молодые люди отправились на берег Кубани, поставили палатку. Подходит к ним мужчина:

- «Что вы здесь делаете, ребята?»

- «Приехали поступать в пединститут на факультет физкультуры».

Мужчина побеседовал с ними, увидел, что ребята серьезные, а потом и говорит: «Давайте знакомиться! Я Хасан Хазретович Байрамкулов, декан физкультурного факультета. Вы вот что, ребята, приходите завтра к пединституту, я дам вам преподавателя, чтобы он помог подготовиться к вступительным экзаменам».

Теперь Иван Иванович Кендюхов - заслуженный учитель РФ и преподает в СШ N 13 г. Сочи.

Так Хасан Хазретович, уважаемый человек в городе, помог русским парням найти себя в профессии, в работе.

Надеюсь, что зерно национализма не найдет у нас благодатной почвы, и мы, жители Северного Кавказа, будем жить в мире и согласии.

От редакции.

Надеемся, что отдел культуры МО Отрадненский район расскажет на страницах газеты о планах культурного обмена с нашими соседями.
Остается сожалеть, что сейчас так называемое куначество изжило себя и живем мы обособленно, зачастую не понимая друг друга.

На Большом Зеленчуке есть два поселка – хутор Фролов (он тогда относился к Удобненскому району) и аул Инжичишхо. На хуторе Фролов прошло все мое детство. Я была свидетелем того, какие между жителями хутора и аула всегда были прекрасные дружеские отношения. Почти все мужчины хутора имели кунаков в ауле.

Один из примеров – дружба Гордея Павловича Ющенко, работавшего в хуторе заместителем председателя колхоза по хозяйственной части. В ауле у него был кунак Карданов, знаю, что он лечил детей от сглаза, (в том числе и меня), ангину вылечивал за 1-2 раза, возили к нему и других детей из хутора.

Г.П. Ющенко был прекрасным животноводом-овцеводом и чтобы улучшить породу овец, он всегда делился маточным поголовьем со своим кунаком.

В 1935 году Гордея Павловича послали на Волгу в немецкие поселки за овцами Романовской породы, шкуры которых шли для пошива полушубков военным. Он привез в колхоз овец и умудрился три головы доставить своему кунаку (что в то время было непросто). В свою же очередь, кунак научил его валять шерсть. Более тонкий материал шел на изготовление башлыков и брилянок – это мужские шляпы, которые защищали пастухов от летнего зноя. А толстое валяное полотно шло на изготовление бурок. Кстати, бурку, уникальную верхнюю одежду, казаки переняли у народов Северного Кавказа. Она в стужу согревала всадника, в любой дождь она не промокала. На горных пастбищах пастух спал на бурке и укрывался ею – на нее не ползет ни муравей, ни змея.

Дружили не только мужчины, но и их жены между собой. Так жена кунака – Фатима, научила жену Гордея делать из козьего и овечьего молока брынзу. Смею заверить, что этому сыру по вкусу нет равного в мире. Жена же Гордея, в свою очередь, научила Фатиму печь хлеб.

Два раза в год: 7 ноября и 1 мая устраивались совместные праздники. В конце аула есть холмик, туда и приходили семьями, там знакомились и ребята-подростки, завязывалась дружба, зачастую продолжавшаяся всю жизнь.

Соревновались на лошадях джигиты и казаки. Я помню, как казак Иван Маликов на скаку рубил лозу. Взмах шашки, и лоза срублена: еще мгновение она стоит перпендикулярно, а потом медленно опускается на землю.

А что может сравниться с мелодией гармоники в умелых руках черкешенки Кули?

Дружба народов, взаимопроникновение быта, культуры одного народа к другому являлось цементирующей основой государства.

В 1929 году в колхозы стали поступать трактора. В Баталпашинской (ныне Черкесск) организовали курсы трактористов. Там и встретились два молодых человека: русский Василий Георгиевич Власов (это мой отец) и черкес Муса Гедегушев. Всю жизнь они прошли вместе, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Василь (так звал его Муса), работая в МТС старшим механиком, всегда из Ростова привозил для Мусы запчасти, такие же. как и для себя. В то трудное время, это было непростым делом.

Муса любил борщ, попросил жену Василя научить Марьяну (его жену) варить борщ и печь хлеб. Что Анна делала с удовольствием. Кунаки всю жизнь прожили бок о бок.

В 1987 на похороны Василия Муса приезжал с сыном Эльясом и невесткой Тамарой. У гроба Василя он так плакал, что его еле успокоили, а потом он повернулся к людям и сказал: «Люди, Василь был мне не просто друг, он мне был брат».

Позже продолжили дружить их сыновья – Эльяс, Даут Гедегушевы и Виктор Васильевич Власов.

Еще один пример. В 1967 году мой ученик Иван Кендюхов со своим другом Вячеславом Кириченко, отслужили в армии и решили поступать в пединститут. За 2 года школьную программу подзабыли, но все-таки решили ехать в Карачаевск поступать. Приехали на велосипедах к вечеру, знакомых нет, остановиться негде, и молодые люди отправились на берег Кубани, поставили палатку. Подходит к ним мужчина:

- «Что вы здесь делаете, ребята?»

- «Приехали поступать в пединститут на факультет физкультуры».

Мужчина побеседовал с ними, увидел, что ребята серьезные, а потом и говорит: «Давайте знакомиться! Я Хасан Хазретович Байрамкулов, декан физкультурного факультета. Вы вот что, ребята, приходите завтра к пединституту, я дам вам преподавателя, чтобы он помог подготовиться к вступительным экзаменам».

Теперь Иван Иванович Кендюхов - заслуженный учитель РФ и преподает в СШ N 13 г. Сочи.

Так Хасан Хазретович, уважаемый человек в городе, помог русским парням найти себя в профессии, в работе.

Надеюсь, что зерно национализма не найдет у нас благодатной почвы, и мы, жители Северного Кавказа, будем жить в мире и согласии.

От редакции.

Надеемся, что отдел культуры МО Отрадненский район расскажет на страницах газеты о планах культурного обмена с нашими соседями.
Н. Босенко (Власова), ветеран педагогического труда
Рубрика: Общество