- В четыре года Слава впервые прокатился на речном трамвайчике в Ростове-на-Дону, а после поездки не захотел сходить на берег. Тогда капитан трамвайчика сказал: «Капитаном будет».
С тех пор любимым занятием Славы было мастерить из разных материалов лодки, парусники, пароходики и пускать их в плавание по мелководному Тегиню, на берегу которого в то время жили Лазаревы. Позже он стал много читать художественной литературы, пронизанной романтикой морских странствий. Одним словом, планомерно шел к исполнению своей детской мечты. И она у него осуществилась: Вячеслав Михайлович стал первым речником в семье Лазаревых. Его отец был бухгалтером, мать учительницей, а дед – кубанским казаком, воевавшим, кстати, в молодости с турками.
Первоначально потомок кубанских казаков собирался поступить в мореходное училище, но туда принимали только с 15 лет, после семилетки, которую Вячеслав Лазарев окончил с отличием в 14 лет. Поэтому поступать пришлось в Астраханское речное училище, благо Вячеслав увидел, что и форма у учащихся, и перечень учебных предметов в речном училище приблизительно те же, что и в «мореходке». Было это в пятьдесят втором. А уже со следующего года будущий речник каждое лето работал на Волге: практикантом матросом, рулевым, старшим рулевым.
В 1956 году пришел третьим штурманом на пароход «Восстание». После этого были и другие пароходы-ветераны. И только в августе 1959 года второй штурман Лазарев попал на первый свой танкер. Это был «Олень». Капитаном стал он на «Балхаше» в 24 года. Тогда уже был на третьем курсе ГИИВТа, на механическом отделении.
Удивительным человеком был и сам Вячеслав Михайлович! На судах под своим командованием он вырастил больше десятка капитанов. У него в крови - не только учиться самому, но и передавать свой опыт молодежи.
Лазарев относится к тем командирам флота, которые упорно осваивали каждую ступеньку служебной лестницы, что ведет от матроса к капитану. И даже в учебе он продвигался шаг за шагом: Астраханское училище дало ему судоводительский диплом техника, а институт - инженера-механика. А потом в пароходство пришли большие танкеры, открылись пути в моря. И через три года он вновь становится студентом: в 70-м закончил курсы при Ленинградском институте водного транспорта и получил диплом морского штурмана малого плавания. А уже в апреле 73-го окончил Ленинградское мореходное училище. Вот так и сбылась его мечта о морском образовании.
Прошел 21 год с того дня, как начал паренек из кубанской станицы постигать азы речного дела. За эти два десятка лет много воды утекло. Сменил три порта приписки: Астрахань, Кирельск, Куйбышев. Вскоре он женился и вырастил детей – девочку и мальчика. Соблазнил морями несколько своих сухопутных родственников.
Вячеслав Михайлович Лазарев – заслуженный работник пароходства, почетный работник транспорта России, специалист высшего класса, орденоносец: в 1981 году ему вручили орден Трудового Красного Знамени, а до этого медаль. Он был капитаном на «Волгонефти 93», 13 лет – на «Волгонефти 104» и последние 10 лет бороздил моря на «Нефтерудовозе 49». Не любил капитан Лазарев менять суда, не любил расставаться с людьми, разве что на повышение отпускал.
Вячеслав Михайлович водил суда по Волге, Каме, Белой, Дону, Свири, Ладожскому и Онежскому озерам. Служил на Каспийском, Черном, Северном, Балтийском морях, в Атлантическом океане.
По стопам отца пошел и сын Вячеслава Михайловича – Олег. После восьмого класса поступил, как и отец, в Астраханское училище и в 81-м закончил его. Не стал Олег терять время и после училища, на следующий же год поступил в ГИИВТ, сегодняшнюю водную академию, но строго по своей штурманской специальности. А в 1993 году стал капитаном. Но это уже совсем другая история.