- Александр Янович, кто же всё-таки "главный" при определении цены на билет?
- Своим ответом не сделаю большого открытия. Главным фактором является экономика. Действовавший до 26 июля 2008 года на пригородных маршрутах Отрадненского района тариф был обоснован и утвержден решением РЭК Краснодарского края от 10 августа 2006 года № 14/2006 - AT в размере 0,75 руб. за 1 пассажирокилометр. Много это или мало, каждый судит исходя из своего материального достатка. Этот тариф не повышался два года. Хотя в это время происходил уверенный и неоднократный рост цен на горючее и запасные части, отчислений налогов, установленных государством. Делалось это, безусловно, в интересах социальной защищённости населения.
- Почему именно на середину года выпало это увеличение тарифов и какими конкретными экономическими показателями оно обосновано?
- Согласно существующему положению РЭК Краснодарского края тариф повышается один раз год, за исключением случаев большого инфляционного обвала, так называемого форс-мажора.
Все финансовые ресурсы на покрытие возрастающих расходов к концу первого полугодия оказались исчерпаны. На основании приказа РЭК № 31 2007-АТ от 1 августа 2007 года "О предоставлении материалов для установления тарифов на пассажирских перевозках на городских, пригородных и междугородных маршрутах" ГУП КК "Отрадненское ПАТП" сделало обоснованный сложившейся экономической ситуацией расчет тарифа в 1 рубль 64 копейки. Но, прининяв к расчёту только минимальные затраты, 9 июля 2008 года приказом РЭК № 24/2008-АТ на пригородных межмуниципальных маршрутах Отрадненского района, установил его в размере 1,30 руб. за 1 п/км.
Данный тариф рассчитан с учетом работы всех автобусов ПАТП и частных предпринимателей. При этом практически не учтено фактическое повышение цены на бензин, удорожание газового топлива, необходимость повышения заработной платы, которая не росла два года, и некоторые другие факторы. И всё же такое повышение тарифа решает главную проблему: сегодня мы уже не закрываем отдельные малорентабельные маршруты и жители наших отдалённых станиц и хуторов, маршруты к которым не всегда окупаемы, не останутся без транспортного сообщения.
Примерно такие же тарифы действуют на пригородных маршрутах и в других муниципальных образованиях. Если же разница в тарифах и есть, то это обосновано только одним показателем: более насыщенным пассажиропотоком. Ведь в этом случае выручка от каждого рейса больше, а значит выше и окупаемость маршрута, ниже себестоимость пассажирокилометра. Других критериев нет.
- Александр Янович, что ждёт ваших пассажиров на междугородных рейсах?
На междугородных перевозках до 16 апреля 2008 года согласно решению РЭК № 14/2006 - AT от 10 августа 2006 года действовал единый тариф по Краснодарскому краю: 0,83 руб. за 1 п/км. с мягкими сидениями; 0,78 руб. за 1 п/км. в автобусах общего типа.
С 2007 года положение изменилось. Теперь РЭК устанавливает тариф для каждого перевозчика отдельно. В его основу положены фактические затраты каждого предприятия в зависимости от экономических условий, в которых он находится. В результате в Краснодаре, Армавире и Отрадной тариф разный, что неизбежно влияет на цену билета. Именно поэтому, уехав в Армавир на автобусе ГУП КК "Отрадненское ПАТП" с билетом за одну цену, из Армавира возвращаетесь на автобусе Армавирского транспортного предприятия по другой стоимости билета. Как результат такой тарифной политики, можно привести пример, когда на Армавирском автовокзале одновременно формируется 5 автобусов до Краснодара и цена билетов у каждого своя.
С 16 апреля 2008 года, т.е. через 1 год и 8 месяцев приказом РЭК № 6/2008-АТ для ГУП КК "Отрадненское ПАТП" на междугородных перевозках был утвержден тариф: 1,20 руб. за 1 п/км на автобусах с мягкими сидениями; 1,17 руб. за п/км на автобусах общего типа. Уровень повышения тарифа составил 26,2 % в год. Это на 12 процентов ниже повышения тарифа на пригородном сообщении. Причина та же - на межгороде пассажиропоток больше, чем на пригороде, а соответственно и себестоимость 1 п/км ниже, чем на пригородных перевозках.
Отмечу, что тариф утверждён, а топливо продолжает дорожать. Это создаёт предприятию и предпринимателям, осуществляющим перевозки, дополнительные трудности, но меняться в течение года тариф, вероятнее всего, больше не будет.
Транспортники, безусловно, понимают неудовлетворённость населения сложившейся ситуацией. Понимаем мы и затруднения отдельных граждан при оплате проезда. Но с экономикой не поспоришь. Понимание этого позволит транспортникам и пассажирам примириться с реальными обстоятельствами. В случае необходимости мы готовы откорректировать время и маршруты движения с целью создания более удобных маршрутов для наших пассажиров.