Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 92.13 € 98.70
       
 
Новости

Стать одной семьей

Дата публикации: 30.10.2014

Краснодарский край первым в стране начал поддерживать будущих мам и пап на всех этапах усыновления в Школах приемных родителей.

Воспитание – это всегда непросто, это тернистый путь, полный ошибок, споров, притирок, а еще радости и миллиона восхитительных, трогательных, навсегда запоминающихся моментов. Когда воспитываешь приемного малыша – все ощущения становятся в тысячу раз острее. Поэтому так важно уметь прощать и любить всем сердцем, помогать и мужественно переживать вместе все трудности.

Еще несколько лет назад усыновители к этому были не всегда готовы.

Школы приемных родителей помогли всем стать намного счастливее и терпимее.

Об этом уникальном опыте региона мы попросили рассказать Галину Золину,

вице-губернатора Краснодарского края, курирующего социальную сферу.

Галина Дмитриевна, когда и при каких обстоятельствах появилась идея создать Школы приемных родителей?

- Вы когда-нибудь видели глаза ребенка, которого взяли в семью, а потом вернули в интернат?.. Поверьте, на это больно смотреть. Каждый такой случай - и, слава Богу, их на Кубани были единицы, - воспринимался как трагедия, ЧП.

Губернатор Александр Ткачев часто бывает в детских домах. Он видел – какими бы комфортными ни были условия, дети всегда глазами высматривают маму, папу, ждут их и очень хотят домой. Они засыпают и просыпаются с этой мечтой.

И вся политика в крае строится так, чтобы эти дети могли обрести это счастье – иметь свою семью, любящих маму и папу. По инициативе Александра Николаевича была принята стратегия «На Кубани чужих детей не бывает», в рамках которой мы ведем колоссальную работу. Поддерживаем все формы семейного устройства. В результате 18 тысяч детей-сирот – а это 94 процента –сейчас окружены домашним теплом. У нас в детских домах остались 300 детей. Тяжело больные дети…

На усыновление каждый год передается 300 ребятишек. А всего в семьях усыновителей проживает около 4 тысяч детей. Для сравнения - всего восемь лет назад у нас было только 25 приемных семей! Во многом таких результатов помогли достичь Школы приемных родителей. Только со стороны кажется, что принять решение усыновить легко. Но родителям тоже нужна помощь – психологическая, педагогическая, чтобы наладить контакт с ребенком, чтобы создать необходимую доверительную, семейную атмосферу.

Впервые Школа приемных родителей открылась у нас более семи лет назад. Как правило, она работала при органах опеки, в детских домах - по своим индивидуальным программам, не было каких-то общих наработок, было ноу-хау, но результаты не те... Сейчас это единая профессиональная служба – 44 центра в каждом муниципалитете, где есть штатные психологи, педагоги, юристы, медицинские работники. Желающие принять на воспитание ребенка получают здесь не только теоритические, но и практические знания. Есть индивидуальное консультирование. Подготовка занимает не больше двух месяцев, можно заниматься дистанционно. А в группе обычно учится не более 25 человек.

Но можно ли научиться любить, быть мамой или папой?

– Я помню, как несколько лет назад, когда детские дома были еще переполнены, мы пригласили безработных учителей, которые стояли на бирже труда, – поехать навестить детей в детдома. И многие из них просто не смогли остаться в стороне и решались на усыновление. Когда видишь ребенка в детском доме, и в душе загорается искра, появляется желание обогреть этого ребенка, позаботиться о нем – вот это и есть любовь. Научить этому невозможно, это идет от сердца. Любовь приходит сама, с первого взгляда, и она же помогает преодолевать все сложности. Понятно, что их будет немало – как и во всех семьях. Дети в детских домах не привыкли к семейному укладу. И наша задача - параллельно работать и с ребенком, и с его будущими мамой и папой. Подготовить обе стороны к совместному проживанию, к общению, к различным спорным вопросам, которые, конечно же, будут.

Сегодня наработок в этом плане огромное количество, издано множество методических пособий и сборников упражнений для Школ приемных родителей. В этих материалах предлагаются проработки тех или иных детских травм, проблем, сомнений. Кроме того, мы плотно работаем непосредственно и с сотрудниками детских домов. Полученные знания помогают им грамотно подготовить ребенка к устройству в семью.

Также мы развиваем инновационные формы работы – «Гостевые семьи сотрудников», «Шефство», «Работа с кровной семьей». Мы не раз приглашали студентов, навестить ребят в детских домах. И были случаи, когда после таких визитов многих воспитанников сначала брали погостить на выходные, каникулы, а потом усыновляли. Нужно проводить большую работу, использовать все возможности. Тогда и результат будет хороший.

Понятно, что Школы приемных родителей призваны помогать обеим сторонам, но не должны ли они еще, если так можно сказать, сканировать будущих мам и пап на предмет готовности к усыновлению?

- Безусловно! В Школы в начале этого года обратилось больше тысячи человек. 37 были отчислены еще в начале пути – после психологической диагностики личности. Это обязательное условие при прохождении обучения кандидатов в замещающие родители. Такая диагностика позволяет отсеять немотивированных, сомневающихся, психологически неготовых к грузу ответственности людей. Или, что еще страшнее, не любящих детей.

Ежегодно в Школах приемных родителей учатся порядка 1 500 человек. Всего за время их работы занятия прошли более 8 тысяч кубанцев. 4 тысячи из них приняли в семьи 4 700 детей. Хочу подчеркнуть, что за 2014 год в детский дом был возвращен только один ребенок. И связано это было со смертью его опекуна, но такое, как вы понимаете, невозможно предусмотреть.

Мы добились главного – того, ради чего работали, наверное, все последнее десятилетие. Отношение к приемным детям изменилось в корне. К ним сегодня не относятся как к чужим. Сегодня общество взяло на себя ответственность за ребенка, которому плохо. Сухая статистика – в 2001 году 40 детских домов Кубани были переполнены, и лишь два ребенка – усыновлены. А в 2015-м в крае останется только 5 детдомов, причем все они – семейного типа, где в одной комнате будут жить по шесть-восемь ребятишек, а присматривать за ними будет мама-воспитатель. Остальные детдома мы закрываем – они нам просто не нужны. Сейчас у нас есть даже «очередь» – около 700 семей готовы взять из роддома ребеночка-отказника. Готовы дать ему родительскую любовь, окружить вниманием, показать, что такое - семья, взаимоотношения между близкими, дать детям нормальную социализацию. Ведь приемные родители стараются не только одеть-накормить, но и воспитать душевные качества, гармоничное отношение к людям, к жизни, к браку. Учат правильно распоряжаться деньгами, планировать бюджет, выбирая что-то важное. Чтобы потом, когда у детей появятся уже свои семьи, не растеряться.

Родители много вкладывают в приемных детей. Кубань одним из первых регионов стала поддерживать приемные семьи именно материально, причем, весьма ощутимо...

- Это нормальная практика. Если семья хочет усыновить ребенка, нужно ее поддержать. Поэтому, по решению главы региона на каждого усыновленного ребенка семье из краевого бюджета выплачивается единовременное пособие – 300 тысяч рублей. А при усыновлении ребенка-инвалида – 500 тысяч рублей. И сейчас у нас уже 60% детей-инвалидов воспитываются в замещающих семьях. В целом на материальную поддержку всех форм семейного устройства в краевом бюджете предусмотрено 2 миллиарда рублей.

Но даже при всех наших результатах край не гонится за статистикой – ведь речь идет о судьбе человека. Мы не просто определяем ребенка в семью. Почувствуйте разницу – мы ищем лучшую семью для каждого конкретного малыша. Это новый формат, и на наш взгляд, он очень правильный.

С вами нельзя не согласиться – трудно создавать семью, воспитывать детей, не имея собственного опыта в этих вопросах. Тем не менее, многие выпускники создают хорошие семьи, налаживают жизнь, быт. И главное здесь, конечно, собственное жилье. Ситуация с обеспечением детей-сирот квартирами в разных регионах России складывается по-разному. Как обстоят дела на Кубани?

- У нас в крае были такие же проблемы, как и в других регионах – тысячи ребят нуждались в жилье. Несколько лет назад во время очередной поездки в детский дом Александр Ткачев, разговаривая с выпускниками, спросил, как они видят в будущем свои семьи. И один парень, потупив глаза, сказал: «Девчонок наших охотно замуж берут – они хорошие хозяйки. А за нас что идти – у нас ни кола, ни двора».

Эти слова сироты запали в душу губернатору, и решено было прекратить практику покупки жилья для детей-сирот на вторичном рынке. А в бюджете кратно увеличили финансирование строительства комфортных домов для детей-сирот. Была также учреждена краевая целевая программа «Дети Кубани». Благодаря ей за последние четыре года 5 тысяч кубанских сирот уже отметили долгожданное новоселье. В ближайшие четыре года еще 10 миллиардов рублей пойдет на приобретение и строительство двух тысяч квартир для детей-сирот.

Недавно в Отрадненском и Белореченском районах открыли свои двери сразу несколько новых трехэтажных домов. Их построили специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, там есть все – облагорожена придомовая территория, есть детская площадка. Планируется в ближайшее время сдача еще нескольких новостроек. И так, подчеркну, работают все муниципалитеты края, строительство домов ведется по всей Кубани. Потому что обеспечение жильем сирот – одно из приоритетных направлений работы в крае, этот вопрос находится под личным контролем главы региона. Ведь эти дети и так были обделены родительским вниманием и любовью. И нужно сделать все, чтобы у каждого из них был свой дом, полный тепла и уюта,много счастливых детей. Была настоящая кубанская семья!
Воспитание – это всегда непросто, это тернистый путь, полный ошибок, споров, притирок, а еще радости и миллиона восхитительных, трогательных, навсегда запоминающихся моментов. Когда воспитываешь приемного малыша – все ощущения становятся в тысячу раз острее. Поэтому так важно уметь прощать и любить всем сердцем, помогать и мужественно переживать вместе все трудности.

Еще несколько лет назад усыновители к этому были не всегда готовы.

Школы приемных родителей помогли всем стать намного счастливее и терпимее.

Об этом уникальном опыте региона мы попросили рассказать Галину Золину,

вице-губернатора Краснодарского края, курирующего социальную сферу.

Галина Дмитриевна, когда и при каких обстоятельствах появилась идея создать Школы приемных родителей?

- Вы когда-нибудь видели глаза ребенка, которого взяли в семью, а потом вернули в интернат?.. Поверьте, на это больно смотреть. Каждый такой случай - и, слава Богу, их на Кубани были единицы, - воспринимался как трагедия, ЧП.

Губернатор Александр Ткачев часто бывает в детских домах. Он видел – какими бы комфортными ни были условия, дети всегда глазами высматривают маму, папу, ждут их и очень хотят домой. Они засыпают и просыпаются с этой мечтой.

И вся политика в крае строится так, чтобы эти дети могли обрести это счастье – иметь свою семью, любящих маму и папу. По инициативе Александра Николаевича была принята стратегия «На Кубани чужих детей не бывает», в рамках которой мы ведем колоссальную работу. Поддерживаем все формы семейного устройства. В результате 18 тысяч детей-сирот – а это 94 процента –сейчас окружены домашним теплом. У нас в детских домах остались 300 детей. Тяжело больные дети…

На усыновление каждый год передается 300 ребятишек. А всего в семьях усыновителей проживает около 4 тысяч детей. Для сравнения - всего восемь лет назад у нас было только 25 приемных семей! Во многом таких результатов помогли достичь Школы приемных родителей. Только со стороны кажется, что принять решение усыновить легко. Но родителям тоже нужна помощь – психологическая, педагогическая, чтобы наладить контакт с ребенком, чтобы создать необходимую доверительную, семейную атмосферу.

Впервые Школа приемных родителей открылась у нас более семи лет назад. Как правило, она работала при органах опеки, в детских домах - по своим индивидуальным программам, не было каких-то общих наработок, было ноу-хау, но результаты не те... Сейчас это единая профессиональная служба – 44 центра в каждом муниципалитете, где есть штатные психологи, педагоги, юристы, медицинские работники. Желающие принять на воспитание ребенка получают здесь не только теоритические, но и практические знания. Есть индивидуальное консультирование. Подготовка занимает не больше двух месяцев, можно заниматься дистанционно. А в группе обычно учится не более 25 человек.

Но можно ли научиться любить, быть мамой или папой?

– Я помню, как несколько лет назад, когда детские дома были еще переполнены, мы пригласили безработных учителей, которые стояли на бирже труда, – поехать навестить детей в детдома. И многие из них просто не смогли остаться в стороне и решались на усыновление. Когда видишь ребенка в детском доме, и в душе загорается искра, появляется желание обогреть этого ребенка, позаботиться о нем – вот это и есть любовь. Научить этому невозможно, это идет от сердца. Любовь приходит сама, с первого взгляда, и она же помогает преодолевать все сложности. Понятно, что их будет немало – как и во всех семьях. Дети в детских домах не привыкли к семейному укладу. И наша задача - параллельно работать и с ребенком, и с его будущими мамой и папой. Подготовить обе стороны к совместному проживанию, к общению, к различным спорным вопросам, которые, конечно же, будут.

Сегодня наработок в этом плане огромное количество, издано множество методических пособий и сборников упражнений для Школ приемных родителей. В этих материалах предлагаются проработки тех или иных детских травм, проблем, сомнений. Кроме того, мы плотно работаем непосредственно и с сотрудниками детских домов. Полученные знания помогают им грамотно подготовить ребенка к устройству в семью.

Также мы развиваем инновационные формы работы – «Гостевые семьи сотрудников», «Шефство», «Работа с кровной семьей». Мы не раз приглашали студентов, навестить ребят в детских домах. И были случаи, когда после таких визитов многих воспитанников сначала брали погостить на выходные, каникулы, а потом усыновляли. Нужно проводить большую работу, использовать все возможности. Тогда и результат будет хороший.

Понятно, что Школы приемных родителей призваны помогать обеим сторонам, но не должны ли они еще, если так можно сказать, сканировать будущих мам и пап на предмет готовности к усыновлению?

- Безусловно! В Школы в начале этого года обратилось больше тысячи человек. 37 были отчислены еще в начале пути – после психологической диагностики личности. Это обязательное условие при прохождении обучения кандидатов в замещающие родители. Такая диагностика позволяет отсеять немотивированных, сомневающихся, психологически неготовых к грузу ответственности людей. Или, что еще страшнее, не любящих детей.

Ежегодно в Школах приемных родителей учатся порядка 1 500 человек. Всего за время их работы занятия прошли более 8 тысяч кубанцев. 4 тысячи из них приняли в семьи 4 700 детей. Хочу подчеркнуть, что за 2014 год в детский дом был возвращен только один ребенок. И связано это было со смертью его опекуна, но такое, как вы понимаете, невозможно предусмотреть.

Мы добились главного – того, ради чего работали, наверное, все последнее десятилетие. Отношение к приемным детям изменилось в корне. К ним сегодня не относятся как к чужим. Сегодня общество взяло на себя ответственность за ребенка, которому плохо. Сухая статистика – в 2001 году 40 детских домов Кубани были переполнены, и лишь два ребенка – усыновлены. А в 2015-м в крае останется только 5 детдомов, причем все они – семейного типа, где в одной комнате будут жить по шесть-восемь ребятишек, а присматривать за ними будет мама-воспитатель. Остальные детдома мы закрываем – они нам просто не нужны. Сейчас у нас есть даже «очередь» – около 700 семей готовы взять из роддома ребеночка-отказника. Готовы дать ему родительскую любовь, окружить вниманием, показать, что такое - семья, взаимоотношения между близкими, дать детям нормальную социализацию. Ведь приемные родители стараются не только одеть-накормить, но и воспитать душевные качества, гармоничное отношение к людям, к жизни, к браку. Учат правильно распоряжаться деньгами, планировать бюджет, выбирая что-то важное. Чтобы потом, когда у детей появятся уже свои семьи, не растеряться.

Родители много вкладывают в приемных детей. Кубань одним из первых регионов стала поддерживать приемные семьи именно материально, причем, весьма ощутимо...

- Это нормальная практика. Если семья хочет усыновить ребенка, нужно ее поддержать. Поэтому, по решению главы региона на каждого усыновленного ребенка семье из краевого бюджета выплачивается единовременное пособие – 300 тысяч рублей. А при усыновлении ребенка-инвалида – 500 тысяч рублей. И сейчас у нас уже 60% детей-инвалидов воспитываются в замещающих семьях. В целом на материальную поддержку всех форм семейного устройства в краевом бюджете предусмотрено 2 миллиарда рублей.

Но даже при всех наших результатах край не гонится за статистикой – ведь речь идет о судьбе человека. Мы не просто определяем ребенка в семью. Почувствуйте разницу – мы ищем лучшую семью для каждого конкретного малыша. Это новый формат, и на наш взгляд, он очень правильный.

С вами нельзя не согласиться – трудно создавать семью, воспитывать детей, не имея собственного опыта в этих вопросах. Тем не менее, многие выпускники создают хорошие семьи, налаживают жизнь, быт. И главное здесь, конечно, собственное жилье. Ситуация с обеспечением детей-сирот квартирами в разных регионах России складывается по-разному. Как обстоят дела на Кубани?

- У нас в крае были такие же проблемы, как и в других регионах – тысячи ребят нуждались в жилье. Несколько лет назад во время очередной поездки в детский дом Александр Ткачев, разговаривая с выпускниками, спросил, как они видят в будущем свои семьи. И один парень, потупив глаза, сказал: «Девчонок наших охотно замуж берут – они хорошие хозяйки. А за нас что идти – у нас ни кола, ни двора».

Эти слова сироты запали в душу губернатору, и решено было прекратить практику покупки жилья для детей-сирот на вторичном рынке. А в бюджете кратно увеличили финансирование строительства комфортных домов для детей-сирот. Была также учреждена краевая целевая программа «Дети Кубани». Благодаря ей за последние четыре года 5 тысяч кубанских сирот уже отметили долгожданное новоселье. В ближайшие четыре года еще 10 миллиардов рублей пойдет на приобретение и строительство двух тысяч квартир для детей-сирот.

Недавно в Отрадненском и Белореченском районах открыли свои двери сразу несколько новых трехэтажных домов. Их построили специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, там есть все – облагорожена придомовая территория, есть детская площадка. Планируется в ближайшее время сдача еще нескольких новостроек. И так, подчеркну, работают все муниципалитеты края, строительство домов ведется по всей Кубани. Потому что обеспечение жильем сирот – одно из приоритетных направлений работы в крае, этот вопрос находится под личным контролем главы региона. Ведь эти дети и так были обделены родительским вниманием и любовью. И нужно сделать все, чтобы у каждого из них был свой дом, полный тепла и уюта,много счастливых детей. Была настоящая кубанская семья!
Беседовала Нина Симонова
Рубрика: Официально
 
Новости

Стать одной семьей

Дата публикации: 30.10.2014

Краснодарский край первым в стране начал поддерживать будущих мам и пап на всех этапах усыновления в Школах приемных родителей.

Воспитание – это всегда непросто, это тернистый путь, полный ошибок, споров, притирок, а еще радости и миллиона восхитительных, трогательных, навсегда запоминающихся моментов. Когда воспитываешь приемного малыша – все ощущения становятся в тысячу раз острее. Поэтому так важно уметь прощать и любить всем сердцем, помогать и мужественно переживать вместе все трудности.

Еще несколько лет назад усыновители к этому были не всегда готовы.

Школы приемных родителей помогли всем стать намного счастливее и терпимее.

Об этом уникальном опыте региона мы попросили рассказать Галину Золину,

вице-губернатора Краснодарского края, курирующего социальную сферу.

Галина Дмитриевна, когда и при каких обстоятельствах появилась идея создать Школы приемных родителей?

- Вы когда-нибудь видели глаза ребенка, которого взяли в семью, а потом вернули в интернат?.. Поверьте, на это больно смотреть. Каждый такой случай - и, слава Богу, их на Кубани были единицы, - воспринимался как трагедия, ЧП.

Губернатор Александр Ткачев часто бывает в детских домах. Он видел – какими бы комфортными ни были условия, дети всегда глазами высматривают маму, папу, ждут их и очень хотят домой. Они засыпают и просыпаются с этой мечтой.

И вся политика в крае строится так, чтобы эти дети могли обрести это счастье – иметь свою семью, любящих маму и папу. По инициативе Александра Николаевича была принята стратегия «На Кубани чужих детей не бывает», в рамках которой мы ведем колоссальную работу. Поддерживаем все формы семейного устройства. В результате 18 тысяч детей-сирот – а это 94 процента –сейчас окружены домашним теплом. У нас в детских домах остались 300 детей. Тяжело больные дети…

На усыновление каждый год передается 300 ребятишек. А всего в семьях усыновителей проживает около 4 тысяч детей. Для сравнения - всего восемь лет назад у нас было только 25 приемных семей! Во многом таких результатов помогли достичь Школы приемных родителей. Только со стороны кажется, что принять решение усыновить легко. Но родителям тоже нужна помощь – психологическая, педагогическая, чтобы наладить контакт с ребенком, чтобы создать необходимую доверительную, семейную атмосферу.

Впервые Школа приемных родителей открылась у нас более семи лет назад. Как правило, она работала при органах опеки, в детских домах - по своим индивидуальным программам, не было каких-то общих наработок, было ноу-хау, но результаты не те... Сейчас это единая профессиональная служба – 44 центра в каждом муниципалитете, где есть штатные психологи, педагоги, юристы, медицинские работники. Желающие принять на воспитание ребенка получают здесь не только теоритические, но и практические знания. Есть индивидуальное консультирование. Подготовка занимает не больше двух месяцев, можно заниматься дистанционно. А в группе обычно учится не более 25 человек.

Но можно ли научиться любить, быть мамой или папой?

– Я помню, как несколько лет назад, когда детские дома были еще переполнены, мы пригласили безработных учителей, которые стояли на бирже труда, – поехать навестить детей в детдома. И многие из них просто не смогли остаться в стороне и решались на усыновление. Когда видишь ребенка в детском доме, и в душе загорается искра, появляется желание обогреть этого ребенка, позаботиться о нем – вот это и есть любовь. Научить этому невозможно, это идет от сердца. Любовь приходит сама, с первого взгляда, и она же помогает преодолевать все сложности. Понятно, что их будет немало – как и во всех семьях. Дети в детских домах не привыкли к семейному укладу. И наша задача - параллельно работать и с ребенком, и с его будущими мамой и папой. Подготовить обе стороны к совместному проживанию, к общению, к различным спорным вопросам, которые, конечно же, будут.

Сегодня наработок в этом плане огромное количество, издано множество методических пособий и сборников упражнений для Школ приемных родителей. В этих материалах предлагаются проработки тех или иных детских травм, проблем, сомнений. Кроме того, мы плотно работаем непосредственно и с сотрудниками детских домов. Полученные знания помогают им грамотно подготовить ребенка к устройству в семью.

Также мы развиваем инновационные формы работы – «Гостевые семьи сотрудников», «Шефство», «Работа с кровной семьей». Мы не раз приглашали студентов, навестить ребят в детских домах. И были случаи, когда после таких визитов многих воспитанников сначала брали погостить на выходные, каникулы, а потом усыновляли. Нужно проводить большую работу, использовать все возможности. Тогда и результат будет хороший.

Понятно, что Школы приемных родителей призваны помогать обеим сторонам, но не должны ли они еще, если так можно сказать, сканировать будущих мам и пап на предмет готовности к усыновлению?

- Безусловно! В Школы в начале этого года обратилось больше тысячи человек. 37 были отчислены еще в начале пути – после психологической диагностики личности. Это обязательное условие при прохождении обучения кандидатов в замещающие родители. Такая диагностика позволяет отсеять немотивированных, сомневающихся, психологически неготовых к грузу ответственности людей. Или, что еще страшнее, не любящих детей.

Ежегодно в Школах приемных родителей учатся порядка 1 500 человек. Всего за время их работы занятия прошли более 8 тысяч кубанцев. 4 тысячи из них приняли в семьи 4 700 детей. Хочу подчеркнуть, что за 2014 год в детский дом был возвращен только один ребенок. И связано это было со смертью его опекуна, но такое, как вы понимаете, невозможно предусмотреть.

Мы добились главного – того, ради чего работали, наверное, все последнее десятилетие. Отношение к приемным детям изменилось в корне. К ним сегодня не относятся как к чужим. Сегодня общество взяло на себя ответственность за ребенка, которому плохо. Сухая статистика – в 2001 году 40 детских домов Кубани были переполнены, и лишь два ребенка – усыновлены. А в 2015-м в крае останется только 5 детдомов, причем все они – семейного типа, где в одной комнате будут жить по шесть-восемь ребятишек, а присматривать за ними будет мама-воспитатель. Остальные детдома мы закрываем – они нам просто не нужны. Сейчас у нас есть даже «очередь» – около 700 семей готовы взять из роддома ребеночка-отказника. Готовы дать ему родительскую любовь, окружить вниманием, показать, что такое - семья, взаимоотношения между близкими, дать детям нормальную социализацию. Ведь приемные родители стараются не только одеть-накормить, но и воспитать душевные качества, гармоничное отношение к людям, к жизни, к браку. Учат правильно распоряжаться деньгами, планировать бюджет, выбирая что-то важное. Чтобы потом, когда у детей появятся уже свои семьи, не растеряться.

Родители много вкладывают в приемных детей. Кубань одним из первых регионов стала поддерживать приемные семьи именно материально, причем, весьма ощутимо...

- Это нормальная практика. Если семья хочет усыновить ребенка, нужно ее поддержать. Поэтому, по решению главы региона на каждого усыновленного ребенка семье из краевого бюджета выплачивается единовременное пособие – 300 тысяч рублей. А при усыновлении ребенка-инвалида – 500 тысяч рублей. И сейчас у нас уже 60% детей-инвалидов воспитываются в замещающих семьях. В целом на материальную поддержку всех форм семейного устройства в краевом бюджете предусмотрено 2 миллиарда рублей.

Но даже при всех наших результатах край не гонится за статистикой – ведь речь идет о судьбе человека. Мы не просто определяем ребенка в семью. Почувствуйте разницу – мы ищем лучшую семью для каждого конкретного малыша. Это новый формат, и на наш взгляд, он очень правильный.

С вами нельзя не согласиться – трудно создавать семью, воспитывать детей, не имея собственного опыта в этих вопросах. Тем не менее, многие выпускники создают хорошие семьи, налаживают жизнь, быт. И главное здесь, конечно, собственное жилье. Ситуация с обеспечением детей-сирот квартирами в разных регионах России складывается по-разному. Как обстоят дела на Кубани?

- У нас в крае были такие же проблемы, как и в других регионах – тысячи ребят нуждались в жилье. Несколько лет назад во время очередной поездки в детский дом Александр Ткачев, разговаривая с выпускниками, спросил, как они видят в будущем свои семьи. И один парень, потупив глаза, сказал: «Девчонок наших охотно замуж берут – они хорошие хозяйки. А за нас что идти – у нас ни кола, ни двора».

Эти слова сироты запали в душу губернатору, и решено было прекратить практику покупки жилья для детей-сирот на вторичном рынке. А в бюджете кратно увеличили финансирование строительства комфортных домов для детей-сирот. Была также учреждена краевая целевая программа «Дети Кубани». Благодаря ей за последние четыре года 5 тысяч кубанских сирот уже отметили долгожданное новоселье. В ближайшие четыре года еще 10 миллиардов рублей пойдет на приобретение и строительство двух тысяч квартир для детей-сирот.

Недавно в Отрадненском и Белореченском районах открыли свои двери сразу несколько новых трехэтажных домов. Их построили специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, там есть все – облагорожена придомовая территория, есть детская площадка. Планируется в ближайшее время сдача еще нескольких новостроек. И так, подчеркну, работают все муниципалитеты края, строительство домов ведется по всей Кубани. Потому что обеспечение жильем сирот – одно из приоритетных направлений работы в крае, этот вопрос находится под личным контролем главы региона. Ведь эти дети и так были обделены родительским вниманием и любовью. И нужно сделать все, чтобы у каждого из них был свой дом, полный тепла и уюта,много счастливых детей. Была настоящая кубанская семья!
Воспитание – это всегда непросто, это тернистый путь, полный ошибок, споров, притирок, а еще радости и миллиона восхитительных, трогательных, навсегда запоминающихся моментов. Когда воспитываешь приемного малыша – все ощущения становятся в тысячу раз острее. Поэтому так важно уметь прощать и любить всем сердцем, помогать и мужественно переживать вместе все трудности.

Еще несколько лет назад усыновители к этому были не всегда готовы.

Школы приемных родителей помогли всем стать намного счастливее и терпимее.

Об этом уникальном опыте региона мы попросили рассказать Галину Золину,

вице-губернатора Краснодарского края, курирующего социальную сферу.

Галина Дмитриевна, когда и при каких обстоятельствах появилась идея создать Школы приемных родителей?

- Вы когда-нибудь видели глаза ребенка, которого взяли в семью, а потом вернули в интернат?.. Поверьте, на это больно смотреть. Каждый такой случай - и, слава Богу, их на Кубани были единицы, - воспринимался как трагедия, ЧП.

Губернатор Александр Ткачев часто бывает в детских домах. Он видел – какими бы комфортными ни были условия, дети всегда глазами высматривают маму, папу, ждут их и очень хотят домой. Они засыпают и просыпаются с этой мечтой.

И вся политика в крае строится так, чтобы эти дети могли обрести это счастье – иметь свою семью, любящих маму и папу. По инициативе Александра Николаевича была принята стратегия «На Кубани чужих детей не бывает», в рамках которой мы ведем колоссальную работу. Поддерживаем все формы семейного устройства. В результате 18 тысяч детей-сирот – а это 94 процента –сейчас окружены домашним теплом. У нас в детских домах остались 300 детей. Тяжело больные дети…

На усыновление каждый год передается 300 ребятишек. А всего в семьях усыновителей проживает около 4 тысяч детей. Для сравнения - всего восемь лет назад у нас было только 25 приемных семей! Во многом таких результатов помогли достичь Школы приемных родителей. Только со стороны кажется, что принять решение усыновить легко. Но родителям тоже нужна помощь – психологическая, педагогическая, чтобы наладить контакт с ребенком, чтобы создать необходимую доверительную, семейную атмосферу.

Впервые Школа приемных родителей открылась у нас более семи лет назад. Как правило, она работала при органах опеки, в детских домах - по своим индивидуальным программам, не было каких-то общих наработок, было ноу-хау, но результаты не те... Сейчас это единая профессиональная служба – 44 центра в каждом муниципалитете, где есть штатные психологи, педагоги, юристы, медицинские работники. Желающие принять на воспитание ребенка получают здесь не только теоритические, но и практические знания. Есть индивидуальное консультирование. Подготовка занимает не больше двух месяцев, можно заниматься дистанционно. А в группе обычно учится не более 25 человек.

Но можно ли научиться любить, быть мамой или папой?

– Я помню, как несколько лет назад, когда детские дома были еще переполнены, мы пригласили безработных учителей, которые стояли на бирже труда, – поехать навестить детей в детдома. И многие из них просто не смогли остаться в стороне и решались на усыновление. Когда видишь ребенка в детском доме, и в душе загорается искра, появляется желание обогреть этого ребенка, позаботиться о нем – вот это и есть любовь. Научить этому невозможно, это идет от сердца. Любовь приходит сама, с первого взгляда, и она же помогает преодолевать все сложности. Понятно, что их будет немало – как и во всех семьях. Дети в детских домах не привыкли к семейному укладу. И наша задача - параллельно работать и с ребенком, и с его будущими мамой и папой. Подготовить обе стороны к совместному проживанию, к общению, к различным спорным вопросам, которые, конечно же, будут.

Сегодня наработок в этом плане огромное количество, издано множество методических пособий и сборников упражнений для Школ приемных родителей. В этих материалах предлагаются проработки тех или иных детских травм, проблем, сомнений. Кроме того, мы плотно работаем непосредственно и с сотрудниками детских домов. Полученные знания помогают им грамотно подготовить ребенка к устройству в семью.

Также мы развиваем инновационные формы работы – «Гостевые семьи сотрудников», «Шефство», «Работа с кровной семьей». Мы не раз приглашали студентов, навестить ребят в детских домах. И были случаи, когда после таких визитов многих воспитанников сначала брали погостить на выходные, каникулы, а потом усыновляли. Нужно проводить большую работу, использовать все возможности. Тогда и результат будет хороший.

Понятно, что Школы приемных родителей призваны помогать обеим сторонам, но не должны ли они еще, если так можно сказать, сканировать будущих мам и пап на предмет готовности к усыновлению?

- Безусловно! В Школы в начале этого года обратилось больше тысячи человек. 37 были отчислены еще в начале пути – после психологической диагностики личности. Это обязательное условие при прохождении обучения кандидатов в замещающие родители. Такая диагностика позволяет отсеять немотивированных, сомневающихся, психологически неготовых к грузу ответственности людей. Или, что еще страшнее, не любящих детей.

Ежегодно в Школах приемных родителей учатся порядка 1 500 человек. Всего за время их работы занятия прошли более 8 тысяч кубанцев. 4 тысячи из них приняли в семьи 4 700 детей. Хочу подчеркнуть, что за 2014 год в детский дом был возвращен только один ребенок. И связано это было со смертью его опекуна, но такое, как вы понимаете, невозможно предусмотреть.

Мы добились главного – того, ради чего работали, наверное, все последнее десятилетие. Отношение к приемным детям изменилось в корне. К ним сегодня не относятся как к чужим. Сегодня общество взяло на себя ответственность за ребенка, которому плохо. Сухая статистика – в 2001 году 40 детских домов Кубани были переполнены, и лишь два ребенка – усыновлены. А в 2015-м в крае останется только 5 детдомов, причем все они – семейного типа, где в одной комнате будут жить по шесть-восемь ребятишек, а присматривать за ними будет мама-воспитатель. Остальные детдома мы закрываем – они нам просто не нужны. Сейчас у нас есть даже «очередь» – около 700 семей готовы взять из роддома ребеночка-отказника. Готовы дать ему родительскую любовь, окружить вниманием, показать, что такое - семья, взаимоотношения между близкими, дать детям нормальную социализацию. Ведь приемные родители стараются не только одеть-накормить, но и воспитать душевные качества, гармоничное отношение к людям, к жизни, к браку. Учат правильно распоряжаться деньгами, планировать бюджет, выбирая что-то важное. Чтобы потом, когда у детей появятся уже свои семьи, не растеряться.

Родители много вкладывают в приемных детей. Кубань одним из первых регионов стала поддерживать приемные семьи именно материально, причем, весьма ощутимо...

- Это нормальная практика. Если семья хочет усыновить ребенка, нужно ее поддержать. Поэтому, по решению главы региона на каждого усыновленного ребенка семье из краевого бюджета выплачивается единовременное пособие – 300 тысяч рублей. А при усыновлении ребенка-инвалида – 500 тысяч рублей. И сейчас у нас уже 60% детей-инвалидов воспитываются в замещающих семьях. В целом на материальную поддержку всех форм семейного устройства в краевом бюджете предусмотрено 2 миллиарда рублей.

Но даже при всех наших результатах край не гонится за статистикой – ведь речь идет о судьбе человека. Мы не просто определяем ребенка в семью. Почувствуйте разницу – мы ищем лучшую семью для каждого конкретного малыша. Это новый формат, и на наш взгляд, он очень правильный.

С вами нельзя не согласиться – трудно создавать семью, воспитывать детей, не имея собственного опыта в этих вопросах. Тем не менее, многие выпускники создают хорошие семьи, налаживают жизнь, быт. И главное здесь, конечно, собственное жилье. Ситуация с обеспечением детей-сирот квартирами в разных регионах России складывается по-разному. Как обстоят дела на Кубани?

- У нас в крае были такие же проблемы, как и в других регионах – тысячи ребят нуждались в жилье. Несколько лет назад во время очередной поездки в детский дом Александр Ткачев, разговаривая с выпускниками, спросил, как они видят в будущем свои семьи. И один парень, потупив глаза, сказал: «Девчонок наших охотно замуж берут – они хорошие хозяйки. А за нас что идти – у нас ни кола, ни двора».

Эти слова сироты запали в душу губернатору, и решено было прекратить практику покупки жилья для детей-сирот на вторичном рынке. А в бюджете кратно увеличили финансирование строительства комфортных домов для детей-сирот. Была также учреждена краевая целевая программа «Дети Кубани». Благодаря ей за последние четыре года 5 тысяч кубанских сирот уже отметили долгожданное новоселье. В ближайшие четыре года еще 10 миллиардов рублей пойдет на приобретение и строительство двух тысяч квартир для детей-сирот.

Недавно в Отрадненском и Белореченском районах открыли свои двери сразу несколько новых трехэтажных домов. Их построили специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, там есть все – облагорожена придомовая территория, есть детская площадка. Планируется в ближайшее время сдача еще нескольких новостроек. И так, подчеркну, работают все муниципалитеты края, строительство домов ведется по всей Кубани. Потому что обеспечение жильем сирот – одно из приоритетных направлений работы в крае, этот вопрос находится под личным контролем главы региона. Ведь эти дети и так были обделены родительским вниманием и любовью. И нужно сделать все, чтобы у каждого из них был свой дом, полный тепла и уюта,много счастливых детей. Была настоящая кубанская семья!
Беседовала Нина Симонова
Рубрика: Официально