«Сельская жизнь»
http://www.v-life.ru/index.php?area=news&id=4187

О чьих-то судьбах вечная забота

Дата публикации: 21.10.2017

В 1997 году на должность заведующей отделом ЗАГС Отрадненского района была назначена Лариса Ильинична Томкина, и 6 октября минуло ровно 20 лет, как она соединяет узами брака сердца и судьбы влюбленных пар. При этом старается провести торжество по-особому празднично, душевно, с пожеланиями молодоженам столько счастья, чтобы хватило его на многие годы. О сотрудниках и работе отдела ЗАГС мы побеседовали с Л.И. Томкиной.

- Лариса Ильинична, расскажите немного о себе.

Прежде чем стать руководителем отдела ЗАГС, я работала в Отрадненской сельской администрации, а начинала свою трудовую деятельность старшей пионервожатой средней школы № 9, затем в секторе партийного учета райкома партии, где получила огромный опыт работы с документами в хозяйственной и организационной деятельности. Рядом со мной всегда была моя семья. Это мои дорогие родители Илья Ильич и Елена Ильинична Столяровы. Сегодня их нет рядом, но есть мой муж Александр Георгиевич. Он для меня - крепкое и надежное плечо, на которое можно положиться в любой жизненной ситуации, любящий и заботливый супруг, отец и дедушка, за которым чувствуешь себя, как за каменной стеной. У нас двое замечательных взрослых детей: сын Максим и дочь Елена. Они оба выбрали любимую для себя профессию, стали докторами. У них свои семьи, в которых подрастают четверо наших внуков, наших «солнышек». Для меня моя семья - надежная опора и защита.

- Из чего складывается повседневная работа руководителя отдела ЗАГС?

- Когда 20 лет назад я начала работу в отделе ЗАГС, многие спрашивали: «А вы работаете только в субботу и воскресенье?» Многие думают, что ЗАГС – это лишь радостные моменты. Я тогда и сама до конца не осознавала, насколько насыщена, глубока и ответственна наша деятельность. Мы создаем документы постоянного хранения. Это история. Но самое главное в своей работе, я считаю, надо уметь слышать и слушать людей. Видеть, с чем пришел посетитель. Пришел с радостью – разделить её вместе с ним, пришёл зарегистрировать смерть близкого человека – найти слова утешения и сочувствия. Все регистрируемые акты гражданского состояния пропускаю через своё сердце. И получается, что в течение рабочего дня как бы проживаешь множество разных, неповторимых человеческих судеб. Каждому посетителю стараюсь помочь. Но бывают такие ситуации, когда не все зависит от меня. И тогда стараюсь дать совет, что надо предпринять, куда ещё обратиться, чтобы решить тот или иной вопрос.

- Какими качествами должен обладать не только руководитель, но и сотрудник ЗАГСа?

- Пожалуй, больше всего нам нужны юридические знания. Надо знать законы, как применять их, надо уметь брать на себя ответственность. Но кроме этого, мы должны быть творческими людьми для того, чтобы подготовить сценарии для торжественной регистрации брака, к юбилеям семейной жизни, в которых отразится именно их неповторимая судьба. Нам нужно быть и психологами. В отдел ЗАГС обращаются разные люди. Одни знают порядок регистрации того или иного акта гражданского состояния, когда существуют определенные сроки подачи заявлений, и понимают, что сотрудник ЗАГСа действует согласно закону, что он только исполнитель. Другие воспринимают в штыки, когда не принимается недооформленный, например, медицинский документ, как основание для регистрации рождения и смерти, и считают тебя бюрократом. Поэтому приходится объяснять значимость всех документов, как выданных органами ЗАГС, так и другими компетентными органами. Необходимо разъяснять не только весь наш порядок регистрации актов гражданского состояния, выдачи повторных документов, внесения исправлений и изменений в записи актов, но и дальнейшие юридические действия граждан в других организациях.

Почти каждому посетителю мы отдаем частицу своей души. Без любви к людям наша работа будет однобокой и неполноценной. Сегодня в отделе ЗАГС, кроме меня, работают три специалиста с огромным опытом работы - Софья Григорьевна Басистая, Елена Анатольевна Дубасова и Татьяна Александровна Ченцова, которые стараются применить в работе свою юридическую грамотность и человеческую участливость.

- Сколько записей актов гражданского состояния, какого вида исполнено за период Вашего руководства?

- За эти годы составлено было более 52 000 актов гражданского состояния, из них почти 9 000 браков и 13 500 рождений.

- Какие изменения произошли в работе отдела ЗАГС за 20 лет?

- 15 ноября 1997 г. был принят Федеральный закон № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», позже 29 ноября 2011 г. Минюстом России утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации актов гражданского состояния (рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления и установления отцовства, перемены имени) органами, осуществляющими регистрацию на территории Российской Федерации. Данные документы являются основополагающими в работе органов ЗАГС. Вследствие чего, полномочия по регистрации актов гражданского состояния легли полностью на отделы ЗАГС городов и районов, и с 2000 г. в сельских администрациях регистрации актов гражданского состояния не проводились.

- В наш век высоких технологий в последнее время многие документы переводятся в электронный вид. Как в вашем отделе ЗАГС обстоят с этим дела?

- С 1 января 2018 г. органы ЗАГС будут проводить государственную регистрацию актов гражданского состояния как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа в Едином госреестре. Использование этого реестра позволит перейти на электронный документооборот, что должно сократить сроки оказания госуслуг, а также обеспечить заявителю их получение по месту жительства или в выбранном органе ЗАГС.

- А какова судьба документов прошлых лет?

- Архивное направление имеет особое значение в работе отдела ЗАГС. Документы архива всегда востребованы и помогают гражданам решать наследственные, имущественные, социальные и другие вопросы. Поэтому важнейшей задачей является сохранение архивного фонда. В архиве отдела ЗАГС на хранении находится 1 500 книг актов гражданского состояния, а это более трёхсот тысяч записей актов, что представляет собой большую государственную ценность.

- В декабре органам ЗАГС России исполнится 100 лет. Намечается ли проведение каких-то мероприятий к этой знаменательной дате?

-  100-лет со дня образования органов ЗАГС России – важная для нас дата. Это не только еще одна возможность рассказать о деятельности службы ЗАГС, ее истории, планах, перспективах, но и внести свою лепту в возрождение в семьях духовно-нравственных традиций и в целом улучшение демографической ситуации. Ведь все мероприятия, которые состоятся в рамках празднования 100-летия, – это торжественные церемонии заключения брака, рождения и юбилеи семейной жизни, служат в первую очередь укреплению престижа семьи, повышению ее значимости.
- Лариса Ильинична, расскажите немного о себе.

Прежде чем стать руководителем отдела ЗАГС, я работала в Отрадненской сельской администрации, а начинала свою трудовую деятельность старшей пионервожатой средней школы № 9, затем в секторе партийного учета райкома партии, где получила огромный опыт работы с документами в хозяйственной и организационной деятельности. Рядом со мной всегда была моя семья. Это мои дорогие родители Илья Ильич и Елена Ильинична Столяровы. Сегодня их нет рядом, но есть мой муж Александр Георгиевич. Он для меня - крепкое и надежное плечо, на которое можно положиться в любой жизненной ситуации, любящий и заботливый супруг, отец и дедушка, за которым чувствуешь себя, как за каменной стеной. У нас двое замечательных взрослых детей: сын Максим и дочь Елена. Они оба выбрали любимую для себя профессию, стали докторами. У них свои семьи, в которых подрастают четверо наших внуков, наших «солнышек». Для меня моя семья - надежная опора и защита.

- Из чего складывается повседневная работа руководителя отдела ЗАГС?

- Когда 20 лет назад я начала работу в отделе ЗАГС, многие спрашивали: «А вы работаете только в субботу и воскресенье?» Многие думают, что ЗАГС – это лишь радостные моменты. Я тогда и сама до конца не осознавала, насколько насыщена, глубока и ответственна наша деятельность. Мы создаем документы постоянного хранения. Это история. Но самое главное в своей работе, я считаю, надо уметь слышать и слушать людей. Видеть, с чем пришел посетитель. Пришел с радостью – разделить её вместе с ним, пришёл зарегистрировать смерть близкого человека – найти слова утешения и сочувствия. Все регистрируемые акты гражданского состояния пропускаю через своё сердце. И получается, что в течение рабочего дня как бы проживаешь множество разных, неповторимых человеческих судеб. Каждому посетителю стараюсь помочь. Но бывают такие ситуации, когда не все зависит от меня. И тогда стараюсь дать совет, что надо предпринять, куда ещё обратиться, чтобы решить тот или иной вопрос.

- Какими качествами должен обладать не только руководитель, но и сотрудник ЗАГСа?

- Пожалуй, больше всего нам нужны юридические знания. Надо знать законы, как применять их, надо уметь брать на себя ответственность. Но кроме этого, мы должны быть творческими людьми для того, чтобы подготовить сценарии для торжественной регистрации брака, к юбилеям семейной жизни, в которых отразится именно их неповторимая судьба. Нам нужно быть и психологами. В отдел ЗАГС обращаются разные люди. Одни знают порядок регистрации того или иного акта гражданского состояния, когда существуют определенные сроки подачи заявлений, и понимают, что сотрудник ЗАГСа действует согласно закону, что он только исполнитель. Другие воспринимают в штыки, когда не принимается недооформленный, например, медицинский документ, как основание для регистрации рождения и смерти, и считают тебя бюрократом. Поэтому приходится объяснять значимость всех документов, как выданных органами ЗАГС, так и другими компетентными органами. Необходимо разъяснять не только весь наш порядок регистрации актов гражданского состояния, выдачи повторных документов, внесения исправлений и изменений в записи актов, но и дальнейшие юридические действия граждан в других организациях.

Почти каждому посетителю мы отдаем частицу своей души. Без любви к людям наша работа будет однобокой и неполноценной. Сегодня в отделе ЗАГС, кроме меня, работают три специалиста с огромным опытом работы - Софья Григорьевна Басистая, Елена Анатольевна Дубасова и Татьяна Александровна Ченцова, которые стараются применить в работе свою юридическую грамотность и человеческую участливость.

- Сколько записей актов гражданского состояния, какого вида исполнено за период Вашего руководства?

- За эти годы составлено было более 52 000 актов гражданского состояния, из них почти 9 000 браков и 13 500 рождений.

- Какие изменения произошли в работе отдела ЗАГС за 20 лет?

- 15 ноября 1997 г. был принят Федеральный закон № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», позже 29 ноября 2011 г. Минюстом России утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации актов гражданского состояния (рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления и установления отцовства, перемены имени) органами, осуществляющими регистрацию на территории Российской Федерации. Данные документы являются основополагающими в работе органов ЗАГС. Вследствие чего, полномочия по регистрации актов гражданского состояния легли полностью на отделы ЗАГС городов и районов, и с 2000 г. в сельских администрациях регистрации актов гражданского состояния не проводились.

- В наш век высоких технологий в последнее время многие документы переводятся в электронный вид. Как в вашем отделе ЗАГС обстоят с этим дела?

- С 1 января 2018 г. органы ЗАГС будут проводить государственную регистрацию актов гражданского состояния как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа в Едином госреестре. Использование этого реестра позволит перейти на электронный документооборот, что должно сократить сроки оказания госуслуг, а также обеспечить заявителю их получение по месту жительства или в выбранном органе ЗАГС.

- А какова судьба документов прошлых лет?

- Архивное направление имеет особое значение в работе отдела ЗАГС. Документы архива всегда востребованы и помогают гражданам решать наследственные, имущественные, социальные и другие вопросы. Поэтому важнейшей задачей является сохранение архивного фонда. В архиве отдела ЗАГС на хранении находится 1 500 книг актов гражданского состояния, а это более трёхсот тысяч записей актов, что представляет собой большую государственную ценность.

- В декабре органам ЗАГС России исполнится 100 лет. Намечается ли проведение каких-то мероприятий к этой знаменательной дате?

-  100-лет со дня образования органов ЗАГС России – важная для нас дата. Это не только еще одна возможность рассказать о деятельности службы ЗАГС, ее истории, планах, перспективах, но и внести свою лепту в возрождение в семьях духовно-нравственных традиций и в целом улучшение демографической ситуации. Ведь все мероприятия, которые состоятся в рамках празднования 100-летия, – это торжественные церемонии заключения брака, рождения и юбилеи семейной жизни, служат в первую очередь укреплению престижа семьи, повышению ее значимости.
Беседовала Ольга ТУРАШОВА. Фото из архива отдела ЗАГС
Рубрика: Общество