Казачьи классы и казачьи группы есть во многих школах нашего района.
Но это первый случай, когда статус казачьей теперь носит целая школа. И за ним стоит кропотливый труд педагогов, учеников, родителей, казаков
и неравнодушных жителей
ст. Подгорной.
Идея возрождения казачьих традиций и культуры зародилась в школе еще в 2007 году, когда ее директором была Ольга Федоровна Антипова. Потом эстафету приняла Эльвира Рафаиловна Павличенко, нынешний ее директор. В каждом классе школы были организованы казачьи уголки. Родители активно помогали расписывать школьные стены в казачьей тематике. Во дворе было создано казачье подворье, огороженное тыном, с печкой, хатой и лавочками.
Самое сокровенное место школы – это музейная комната. В ней представлены настоящие предметы казачьей утвари: кровать, прялка, посуда, сундук начала ХХ века и многое другое. Есть там и старые фотографии больших казачьих семей. Все это старательно собирали ученики вместе с завучем Натальей Владимировной Бондаренко. Какие-то предметы приносили станичники в школу. Некоторые музейные экспонаты приходилось восстанавливать, в чем активно участвовали работники школы и родители. А теперь все бережно хранится в музейной комнате, как живая история казачьей жизни.
Школа наладила отношения с Подгорненским хуторским казачьим обществом. Четыре казака-наставника регулярно проводят с учениками воспитательные, просветительские и праздничные мероприятия. У школы есть и свой атаман, ученик 8 класса Глеб Карусов, который с Анастасией Горбенко, ученицей 9 класса, получили по 65 баллов за краевой казачий диктант. Это был максимальный балл за диктант среди учеников школы.
Путь длиной в 13 лет проделала школа № 12 к заветному статусу. Но не ради статуса он был проделан, а ради воспитания в детях нравственных ценностей и уважения к своим корням. Чтобы совесть, честь, вера, ответственность были для нынешних школьников не пустыми словами, а постепенно становились образом их жизни.
Педагогический коллектив и казаки-наставники стараются личным примером показывать детям ценностные ориентиры в жизни. А уютная, почти домашняя атмосфера в школе этому только способствует.