Когда я училась в начальной школе № 39, ее директором был Кирилл Иванович Харланов. Первой учительницей у меня была Анастасия Кирилловна Кисилева. Она заложила прочные знания по программе начальной школы. А кроме каждодневных тетрадей, у нее было любимое занятие - это выращивание цветов, а конкретно – георгины.
Однажды она организовала для нас интересную экскурсию в свой цветник. Представляете, весь небольшой огород был засажен георгинами разных сортов! Красота необыкновенная! И это осталось в памяти на всю жизнь.
Осталась в воспоминаниях и неутомимая деятельность Лидии Афанасьевны Карауловой, которая в годы моей учебы в начальной школе, помимо того, что вела класс, руководила художественной самодеятельностью школы. Сколько было жизненной энергии, душевного богатства в этой женщине!
А с 5-го класса я училась уже в школе № 1. И с 5-го по 11-й класс математику в нашем классе преподавала Маргарита Николаевна Колесник. До сих пор перед собой я вижу ее глаза. Строгие и тоже время по-матерински заботливые, которые порой заметят даже то у тебя, на что и домашние не всегда обратят внимание. Математика ведь была каждый день: алгебра, геометрия, тригонометрия. Помнится, как-то не могли справиться с домашним заданием и решили пойти домой к Маргарите Николаевне.
Когда мы к ней пришли, Алексей Сергеевич с детьми выкапывал картофель. И что запомнилось, как он вел учет выкопанных ведер. Алексей Сергеевич на двери сарая мелом ставил палочки, высыпав очередное ведро. Так просто, казалось бы, но учет надежный был, я думаю. Сложности домашнего задания были, конечно, преодолены.
А когда я смотрю на фотографию Алексея Сергеевича, мне так и кажется, что он скажет свое любимое: «Ну, звучи!» В старших классах он замещал у нас Маргариту Николаевну, когда она болела.
Русский язык преподавал с 5-го по 7-й класс замечательный учитель Иван Федорович Садовенко. До сих пор в памяти остаются примеры проверочных слов. Например: «Ну не опастаться же!» Это если кто-то писал слово опасность с буквой «т». Он очень неравнодушно относился к нашим ошибкам, вкладывал всю душу, чтобы его ученики хорошо знали русский язык, его грамматику. А ведь он бывший фронтовик. Ранение у него было тяжелое. Иван Федорович рассказывал, что, получив ранение, он трое суток лежал на земле, и его спасли черви. Эти «санитары» не дали случиться заражению крови.
Хочется также немало теплых слов сказать о Павле Сергеевиче Белецком, учителе физики. Он так мог преподнести любой закон физики, используя самые обычные знакомые предметы: висячая кладка, обыкновенные качели и т.д. Слушая Павла Сергеевича, легко было понять и движение электронов, и другие физические явления. Всем казалось объяснимо. И главное, запоминалось хорошо. Уже на пятом курсе института я получила по автоматике пятерку именно за знание школьного материала. Преподаватель, ставя «отлично» сказал, что на эти вопросы студены, как правило, никогда не отвечают. Вот такие кудесники были наши дорогие учителя.
А вот Александр Герасимович Савицкий, учитель черчения, использовал свои приемы в обучении учеников этому предмету. Он подготавливал индивидуальные задания для каждого ученика в классе, учитывая его способности. Он старался, чтобы ребята учились видеть положение предмета в пространстве, находить положение заданной точки на предмете в любой проекции. Это также очень пригодилось в дальнейшем при изучении начертательной геометрии и черчения.
Юлия Филипповна Харланова, интеллигентнейшая женщина, была учителем литературы в старших классах. У нас она не преподавала литературу, но мне запомнился один день, который она провела с нашим классом на уборке кукурузы. В то время школьники оказывали помощь колхозу в уборке этой культуры.
Запомнился и рассказ фильма, который был ей, по-видимому, очень дорог, и описание пейзажа, которое она прочла наизусть, так что все сказанное ею легко представилось. Юлия Филипповна вела в школе литературный кружок. Я слышала, что она писала книгу, но я об этом ничего не знаю, а хотела бы узнать.
В заключение хочу выразить огромную благодарность своим школьным учителям за их благороднейший труд, за то, что они были в нашей жизни. Низкий им поклон! Они, несомненно, составляют золотой фонд нашего района.