Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 93.29 € 99.56
       
 
Новости

Водолаз из Петровки в граните

Дата публикации: 05.02.2020

В 1961 году скульптор Валентин Михалев создал из северного гранита скульптурный портрет уроженца отрадненской земли – Владимира Николаевича Грицая

В архангельском Музее художественного освоения Арктики прошла выставка работ скульптора Валентина Григорьевича Михалева. Казалось бы, это событие не имеет никакого отношения ни к Кубани, ни к Отрадненскому району. Однако на открытии экспозиции вдова скульптора Кира Борисовна произнесла такие слова: «Муж водил знакомство со многими знаменитыми людьми – водолаз-глубоководник Грицай, полярный летчик Аккуратов, писатель Телешов.»

Возможно, многим первая фамилия показалась знакомой. И не зря, ведь в далеком 1961 году Михалев создал из северного гранита скульптурный портрет уроженца отрадненской земли – Владимира Николаевича Грицая.

Родился Володя Грицай в хуторе Урожайном 15 августа 1937 года. Сейчас это одноименная улица села Петровского. Годы его детства выпали на полную лишений военную пору. Отец, Петр Николаевич был на фронте, а мать, Евдокия Ивановна перед приходом немцев вместе с несколькими другими петровчанами увела колхозный скот в горы. Тем самым она спасла его, и впоследствии была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Поэтому все месяцы оккупации маленький Володя оставался на попечении бабушки Лукерьи.

Володя пошёл в начальную школу в победном 1945 году, а закончил её тогда, когда она стала средней. Поэтому он оказался в первом выпуске петровских десятиклассников.

Дальше был призыв на военную службу. Из военкомата рослого юношу, занимавшегося в школе гимнастикой, отправили в Севастополь, в школу военных водолазов. После обучения Владимир с 1958 года проходил действительную службу на Краснознаменном Северном флоте в Архангельске.

Именно там в 1961 году его и приметил скульптор, который искал представителей суровых мужских профессий для героев своих будущих работ. Командование морской части пошло навстречу Михалеву, и матроса Грицая часто отпускали в мастерскую скульптора для позирования.

В том же году с Владимиром произошло то, что происходило, пожалуй, с половиной служивших тогда по пять лет на Северном флоте моряков – влюбился в девушку из Архангельска. И он женился на ней – Нине Лощиловой. Поэтому после действительной службы сначала остался на сверхсрочную, а в 1963 пошел работать в отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ Северного морского пароходства – сперва рядовым водолазом, затем – старшиной водолазной станции.

Само название отряда, где работал Владимир Николаевич и его коллеги, говорит о том, чем им приходилось заниматься - аварийными работами по заделыванию пробоин у морских судов или заменой сломавшихся гребных винтов. И все это часто среди льдов и в темноте полярной ночи. Были и плановые работы – ремонт подводных сооружений северных портов.

А в середине 60-х годов водолазам пришлось выполнить одно очень опасное поручение. Еще в Первую мировую войну, 26 октября 1916 года, взорвался стоявший у причала в ожидании разгрузки океанский пароход «Барон Дризен», доставивший из Нью-Йорка боеприпасы – взрывчатку, снаряды и патроны. Те, что не подорвались вместе с судном, оказались на дне акватории Архангельского порта. И пролежали там полвека до той поры, когда их обезвреживание стало технически возможным.

За поиск и подъем проржавевших боеприпасов водолазы удостоились правительственных наград. В их числе и В.Н. Грицай, который был награжден медалью военных лет – «За боевые заслуги». Владимиру Николаевичу доводилось быть частью экипажей арктических судов, ходивших по Северному морскому пути, для устранения поломок, в которых необходимо участие водолазного специалиста. По полученной на флоте профессии Владимир Николаевич проработал вплоть до выхода в 1987 году на пенсию. А умер 18 апреля 2011 года в Архангельске, где и похоронен.

После его кончины я обращался в Архангельский областной музей изобразительных искусств, где хранятся и периодически выставляются работы Михалева, с запросом о возможности передачи скульптурного портрета водолаза Грицая на родину – в районный краеведческий музей. Однако ответ был разочаровывающим, потому что существует музейное правило, которое запрещает разделять цельные коллекции работ художников и скульпторов. Впрочем, вскоре от разочарования практически не осталось и следа, так как в 2012 году пришло известие о постройке и спуске на воду морского специализированного водолазного катера, получившего название «Водолаз Грицай».

На фото Нина Васильевна и Владимир Николаевич Грицай.
В архангельском Музее художественного освоения Арктики прошла выставка работ скульптора Валентина Григорьевича Михалева. Казалось бы, это событие не имеет никакого отношения ни к Кубани, ни к Отрадненскому району. Однако на открытии экспозиции вдова скульптора Кира Борисовна произнесла такие слова: «Муж водил знакомство со многими знаменитыми людьми – водолаз-глубоководник Грицай, полярный летчик Аккуратов, писатель Телешов.»

Возможно, многим первая фамилия показалась знакомой. И не зря, ведь в далеком 1961 году Михалев создал из северного гранита скульптурный портрет уроженца отрадненской земли – Владимира Николаевича Грицая.

Родился Володя Грицай в хуторе Урожайном 15 августа 1937 года. Сейчас это одноименная улица села Петровского. Годы его детства выпали на полную лишений военную пору. Отец, Петр Николаевич был на фронте, а мать, Евдокия Ивановна перед приходом немцев вместе с несколькими другими петровчанами увела колхозный скот в горы. Тем самым она спасла его, и впоследствии была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Поэтому все месяцы оккупации маленький Володя оставался на попечении бабушки Лукерьи.

Володя пошёл в начальную школу в победном 1945 году, а закончил её тогда, когда она стала средней. Поэтому он оказался в первом выпуске петровских десятиклассников.

Дальше был призыв на военную службу. Из военкомата рослого юношу, занимавшегося в школе гимнастикой, отправили в Севастополь, в школу военных водолазов. После обучения Владимир с 1958 года проходил действительную службу на Краснознаменном Северном флоте в Архангельске.

Именно там в 1961 году его и приметил скульптор, который искал представителей суровых мужских профессий для героев своих будущих работ. Командование морской части пошло навстречу Михалеву, и матроса Грицая часто отпускали в мастерскую скульптора для позирования.

В том же году с Владимиром произошло то, что происходило, пожалуй, с половиной служивших тогда по пять лет на Северном флоте моряков – влюбился в девушку из Архангельска. И он женился на ней – Нине Лощиловой. Поэтому после действительной службы сначала остался на сверхсрочную, а в 1963 пошел работать в отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ Северного морского пароходства – сперва рядовым водолазом, затем – старшиной водолазной станции.

Само название отряда, где работал Владимир Николаевич и его коллеги, говорит о том, чем им приходилось заниматься - аварийными работами по заделыванию пробоин у морских судов или заменой сломавшихся гребных винтов. И все это часто среди льдов и в темноте полярной ночи. Были и плановые работы – ремонт подводных сооружений северных портов.

А в середине 60-х годов водолазам пришлось выполнить одно очень опасное поручение. Еще в Первую мировую войну, 26 октября 1916 года, взорвался стоявший у причала в ожидании разгрузки океанский пароход «Барон Дризен», доставивший из Нью-Йорка боеприпасы – взрывчатку, снаряды и патроны. Те, что не подорвались вместе с судном, оказались на дне акватории Архангельского порта. И пролежали там полвека до той поры, когда их обезвреживание стало технически возможным.

За поиск и подъем проржавевших боеприпасов водолазы удостоились правительственных наград. В их числе и В.Н. Грицай, который был награжден медалью военных лет – «За боевые заслуги». Владимиру Николаевичу доводилось быть частью экипажей арктических судов, ходивших по Северному морскому пути, для устранения поломок, в которых необходимо участие водолазного специалиста. По полученной на флоте профессии Владимир Николаевич проработал вплоть до выхода в 1987 году на пенсию. А умер 18 апреля 2011 года в Архангельске, где и похоронен.

После его кончины я обращался в Архангельский областной музей изобразительных искусств, где хранятся и периодически выставляются работы Михалева, с запросом о возможности передачи скульптурного портрета водолаза Грицая на родину – в районный краеведческий музей. Однако ответ был разочаровывающим, потому что существует музейное правило, которое запрещает разделять цельные коллекции работ художников и скульпторов. Впрочем, вскоре от разочарования практически не осталось и следа, так как в 2012 году пришло известие о постройке и спуске на воду морского специализированного водолазного катера, получившего название «Водолаз Грицай».

На фото Нина Васильевна и Владимир Николаевич Грицай.
Михаил Лощилов, племянник жены В.Н. Грицая.
Рубрика: Общество
 
Новости

Водолаз из Петровки в граните

Дата публикации: 05.02.2020

В 1961 году скульптор Валентин Михалев создал из северного гранита скульптурный портрет уроженца отрадненской земли – Владимира Николаевича Грицая

В архангельском Музее художественного освоения Арктики прошла выставка работ скульптора Валентина Григорьевича Михалева. Казалось бы, это событие не имеет никакого отношения ни к Кубани, ни к Отрадненскому району. Однако на открытии экспозиции вдова скульптора Кира Борисовна произнесла такие слова: «Муж водил знакомство со многими знаменитыми людьми – водолаз-глубоководник Грицай, полярный летчик Аккуратов, писатель Телешов.»

Возможно, многим первая фамилия показалась знакомой. И не зря, ведь в далеком 1961 году Михалев создал из северного гранита скульптурный портрет уроженца отрадненской земли – Владимира Николаевича Грицая.

Родился Володя Грицай в хуторе Урожайном 15 августа 1937 года. Сейчас это одноименная улица села Петровского. Годы его детства выпали на полную лишений военную пору. Отец, Петр Николаевич был на фронте, а мать, Евдокия Ивановна перед приходом немцев вместе с несколькими другими петровчанами увела колхозный скот в горы. Тем самым она спасла его, и впоследствии была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Поэтому все месяцы оккупации маленький Володя оставался на попечении бабушки Лукерьи.

Володя пошёл в начальную школу в победном 1945 году, а закончил её тогда, когда она стала средней. Поэтому он оказался в первом выпуске петровских десятиклассников.

Дальше был призыв на военную службу. Из военкомата рослого юношу, занимавшегося в школе гимнастикой, отправили в Севастополь, в школу военных водолазов. После обучения Владимир с 1958 года проходил действительную службу на Краснознаменном Северном флоте в Архангельске.

Именно там в 1961 году его и приметил скульптор, который искал представителей суровых мужских профессий для героев своих будущих работ. Командование морской части пошло навстречу Михалеву, и матроса Грицая часто отпускали в мастерскую скульптора для позирования.

В том же году с Владимиром произошло то, что происходило, пожалуй, с половиной служивших тогда по пять лет на Северном флоте моряков – влюбился в девушку из Архангельска. И он женился на ней – Нине Лощиловой. Поэтому после действительной службы сначала остался на сверхсрочную, а в 1963 пошел работать в отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ Северного морского пароходства – сперва рядовым водолазом, затем – старшиной водолазной станции.

Само название отряда, где работал Владимир Николаевич и его коллеги, говорит о том, чем им приходилось заниматься - аварийными работами по заделыванию пробоин у морских судов или заменой сломавшихся гребных винтов. И все это часто среди льдов и в темноте полярной ночи. Были и плановые работы – ремонт подводных сооружений северных портов.

А в середине 60-х годов водолазам пришлось выполнить одно очень опасное поручение. Еще в Первую мировую войну, 26 октября 1916 года, взорвался стоявший у причала в ожидании разгрузки океанский пароход «Барон Дризен», доставивший из Нью-Йорка боеприпасы – взрывчатку, снаряды и патроны. Те, что не подорвались вместе с судном, оказались на дне акватории Архангельского порта. И пролежали там полвека до той поры, когда их обезвреживание стало технически возможным.

За поиск и подъем проржавевших боеприпасов водолазы удостоились правительственных наград. В их числе и В.Н. Грицай, который был награжден медалью военных лет – «За боевые заслуги». Владимиру Николаевичу доводилось быть частью экипажей арктических судов, ходивших по Северному морскому пути, для устранения поломок, в которых необходимо участие водолазного специалиста. По полученной на флоте профессии Владимир Николаевич проработал вплоть до выхода в 1987 году на пенсию. А умер 18 апреля 2011 года в Архангельске, где и похоронен.

После его кончины я обращался в Архангельский областной музей изобразительных искусств, где хранятся и периодически выставляются работы Михалева, с запросом о возможности передачи скульптурного портрета водолаза Грицая на родину – в районный краеведческий музей. Однако ответ был разочаровывающим, потому что существует музейное правило, которое запрещает разделять цельные коллекции работ художников и скульпторов. Впрочем, вскоре от разочарования практически не осталось и следа, так как в 2012 году пришло известие о постройке и спуске на воду морского специализированного водолазного катера, получившего название «Водолаз Грицай».

На фото Нина Васильевна и Владимир Николаевич Грицай.
В архангельском Музее художественного освоения Арктики прошла выставка работ скульптора Валентина Григорьевича Михалева. Казалось бы, это событие не имеет никакого отношения ни к Кубани, ни к Отрадненскому району. Однако на открытии экспозиции вдова скульптора Кира Борисовна произнесла такие слова: «Муж водил знакомство со многими знаменитыми людьми – водолаз-глубоководник Грицай, полярный летчик Аккуратов, писатель Телешов.»

Возможно, многим первая фамилия показалась знакомой. И не зря, ведь в далеком 1961 году Михалев создал из северного гранита скульптурный портрет уроженца отрадненской земли – Владимира Николаевича Грицая.

Родился Володя Грицай в хуторе Урожайном 15 августа 1937 года. Сейчас это одноименная улица села Петровского. Годы его детства выпали на полную лишений военную пору. Отец, Петр Николаевич был на фронте, а мать, Евдокия Ивановна перед приходом немцев вместе с несколькими другими петровчанами увела колхозный скот в горы. Тем самым она спасла его, и впоследствии была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Поэтому все месяцы оккупации маленький Володя оставался на попечении бабушки Лукерьи.

Володя пошёл в начальную школу в победном 1945 году, а закончил её тогда, когда она стала средней. Поэтому он оказался в первом выпуске петровских десятиклассников.

Дальше был призыв на военную службу. Из военкомата рослого юношу, занимавшегося в школе гимнастикой, отправили в Севастополь, в школу военных водолазов. После обучения Владимир с 1958 года проходил действительную службу на Краснознаменном Северном флоте в Архангельске.

Именно там в 1961 году его и приметил скульптор, который искал представителей суровых мужских профессий для героев своих будущих работ. Командование морской части пошло навстречу Михалеву, и матроса Грицая часто отпускали в мастерскую скульптора для позирования.

В том же году с Владимиром произошло то, что происходило, пожалуй, с половиной служивших тогда по пять лет на Северном флоте моряков – влюбился в девушку из Архангельска. И он женился на ней – Нине Лощиловой. Поэтому после действительной службы сначала остался на сверхсрочную, а в 1963 пошел работать в отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ Северного морского пароходства – сперва рядовым водолазом, затем – старшиной водолазной станции.

Само название отряда, где работал Владимир Николаевич и его коллеги, говорит о том, чем им приходилось заниматься - аварийными работами по заделыванию пробоин у морских судов или заменой сломавшихся гребных винтов. И все это часто среди льдов и в темноте полярной ночи. Были и плановые работы – ремонт подводных сооружений северных портов.

А в середине 60-х годов водолазам пришлось выполнить одно очень опасное поручение. Еще в Первую мировую войну, 26 октября 1916 года, взорвался стоявший у причала в ожидании разгрузки океанский пароход «Барон Дризен», доставивший из Нью-Йорка боеприпасы – взрывчатку, снаряды и патроны. Те, что не подорвались вместе с судном, оказались на дне акватории Архангельского порта. И пролежали там полвека до той поры, когда их обезвреживание стало технически возможным.

За поиск и подъем проржавевших боеприпасов водолазы удостоились правительственных наград. В их числе и В.Н. Грицай, который был награжден медалью военных лет – «За боевые заслуги». Владимиру Николаевичу доводилось быть частью экипажей арктических судов, ходивших по Северному морскому пути, для устранения поломок, в которых необходимо участие водолазного специалиста. По полученной на флоте профессии Владимир Николаевич проработал вплоть до выхода в 1987 году на пенсию. А умер 18 апреля 2011 года в Архангельске, где и похоронен.

После его кончины я обращался в Архангельский областной музей изобразительных искусств, где хранятся и периодически выставляются работы Михалева, с запросом о возможности передачи скульптурного портрета водолаза Грицая на родину – в районный краеведческий музей. Однако ответ был разочаровывающим, потому что существует музейное правило, которое запрещает разделять цельные коллекции работ художников и скульпторов. Впрочем, вскоре от разочарования практически не осталось и следа, так как в 2012 году пришло известие о постройке и спуске на воду морского специализированного водолазного катера, получившего название «Водолаз Грицай».

На фото Нина Васильевна и Владимир Николаевич Грицай.
Михаил Лощилов, племянник жены В.Н. Грицая.
Рубрика: Общество