Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 93.44 € 99.57

Новости

Как передовики Кубани на Кубе отдыхали

Дата публикации: 14.04.2022

Эта увлекательная история произошла ровно 45 лет назад в 1977 году. Тогда Краснодарский крайком партии наградил сорок передовиков сельского хозяйства Кубани туристическими путевками на Кубу… на целых три недели!

В Отрадненском районе путевки получили пять человек: главный агроном из хутора Садовый Алексей Иванович Агиенко, председатель Благодарненского сельского совета Валентина Павловна Цыс, зоотехник Галина Ивановна Бакутина, работник племзавода «Урупский» Николай Дзюба и наш герой, который, собственно, и поведал нам сегодняшнюю историю, а в 1977 году - простой молодой тракторист-передовик попутненского колхоза «Победа» Миша Матевосович Позоян.

Сразу скажем, что в написании фамилий и должностей наших земляков, которые весело и интересно съездили отдохнуть на Кубу, возможны ошибки. Поэтому мы заранее приносим свои извинения им и их родным. И если вы, наши дорогие читатели, заметите эти ошибки, то сообщите нам, пожалуйста, мы обязательно опубликуем уточнения.

А теперь представляем вашему вниманию увлекательный рассказ об отдыхе передовиков Кубани на Кубе от Миши Матевосовича Позоян, на которого эта поездка оставила неизгладимое впечатление на всю жизнь. Он помнит такое количество нюансов, от эстетических до географических, что просто диву даешься.

Итак, на календаре конец марта 1977 года.

- Как сейчас помню, 27 марта мы приехали в Дом союзов в Краснодаре, где собиралась вся делегация передовиков Кубани для поездки на Кубу. Там нам провели инструктаж, как себя вести в этой стране, а мужчин попросили везде пропускать женщин вперед. Потом мы приехали в Москву и 29 марта рано утром вылетели на Кубу. Летели мы на самом лучшем советском самолете тех лет – на ИЛ-62. Весь самолет был заполнен туристами, - с удовольствием вспоминает Миша Матевосович.

Сначала туристы прилетели в столицу африканской страны Марокко, в город Рабат. Там самолет сделал посадку на дозаправку. А на маленьком аэродроме не было больше ни одного самолета, кроме советского ИЛа. Всех туристов высадили из самолета. И продолжение полета они ожидали в небольшом одноэтажном здании аэропорта, где их угостили соком с необычным тропическим вкусом. И через час самолет вылетел из Рабата на Гавану.

- Город Рабат находится на берегу Атлантического океана. Когда дозаправленный самолет взлетел, нам показали панораму города. Было заметно, что там живут бедные и богатые люди – контраст сильный, - рассказывает наш земляк. – А потом девять часов без посадки мы летели над Атлантическим океаном. В какой-то момент нам объявили, что советский лайнер пролетает над Бермудскими островами. Все пассажиры старались посмотреть вниз через иллюминаторы.

Вечером этого же дня самолет с передовиками сельского хозяйства Кубани приземлился в аэропорту кубинской столицы – в городе Гаване. Можно сказать, что наши земляки в тот день летели навстречу дню. Из-за разницы во времени между Москвой и Гаваной тот их день был длиннее обычного на восемь часов. Они вылетели в семь часов утра из Москвы, а вечером в пять часов по местному времени прилетели на Кубу.

В Гаване

Аэропорт Гаваны нашему герою показался небольшим. Кубанские передовики зашли в небольшой зал ожидания аэропорта, где их приветствовали кубинские товарищи и в шутку задавали вопросы:

- Сало есть? Рыба есть? Нет? Проходите!

Далее делегация наших передовиков села в комфортабельный автобус и поехала в гостиницу. Надо сказать, что в этом автобусе были магазин, где продавались пиво и сигареты, и туалет. Эта поездка на автобусе была первой экскурсией по Гаване, где гид говорил традиционные слова: «Посмотрите налево, посмотрите направо».

- Кубу на юге омывает Карибское море, на северо-западе - Мексиканский залив, а на северо-востоке - Атлантический океан. В этой трехнедельной поездке мы покупались во всех трех водоемах! Как раз, Гавана стоит на берегу Мексиканского залива. Наша гостиница в Гаване оказалась прекрасной, а на шестом этаже у нее был бассейн, где мы тоже с удовольствием купались, - делится с нами кубанский передовик-турист М.В. Позоян. - Мы пять дней провели в столице Кубы, посмотрели все ее достопримечательности: табачную фабрику, городское кладбище, дом-музей писателя Эрнеста Хемингуэя и развлекательный центр «Тропикано».

Табачная фабрика Гаваны оказалась очень красивой снаружи, но внутри условия работы были очень тяжелыми. Грязно, душно, тяжелый запах табака. Крутили там знаменитые кубинские сигары, в основном, женщины.

На кладбище Гаваны нашего земляка поразили могилы. На одну семью предоставляется небольшая территория, где делаются две могилы из гранита: одна мужская, другая женская. Каждая могила закрыта каменной крышкой. Умершего не закапывают. А просто открывают каменную крышку и туда кладут гроб с телом покойного. Через три года гроб достают, останки тела кладут в специальную кладбищенскую урну, а гроб можно использовать повторно. Причем эти гробы укладывают в могилы друг на друга при необходимости. Почему так? Как объяснил нашим туристам кубинский гид, потому что на Кубе нет столько территории, чтобы хоронить каждого отдельно, а гроб можно использовать повторно из экономии. Вот как, оказывается!

- Это не то, что у нас, каждому покойному выделяют место отдельное, иногда немаленькой площади. Как будто он там бизнесом заниматься будет, - шутит Миша Матевосович. – А еще там был подвал, где в мешках хранились кости героев революции. И на мешках были надписи, чьи конкретно эти кости.

Как видим, впечатления от посещения гаванского кладбища у нашего земляка были яркими.

На территории дома-музея Хемингуэя Миша Матевосович хорошо запомнил собачье кладбище.

В один из дней возле гостиничного бассейна на шестом этаже установили большую металлическую качелю, внизу которой положили горячие угли. И целый день два молодых кубинца, меняя друг друга, «качали» над углями целую свиную тушу.

- Мы купались и удивлялись, кому это они так необычно готовят? Оказалось, нам. Ох и вкусное у них получилось мясо – во рту таяло, словами трудно передать, конечно, - говорит Миша Матевосович.

Еще одна удивительная экскурсия была в «Тропикано» – это огромная территория, со слов нашего героя, просто рай на Земле. Кубанских передовиков повезли туда уже вечером. Там везде росли красивые кустарники и экзотические цветы, которые снизу освещала подсветка. Красота неописуемая! А под открытым небом на небольшой сцене пели и танцевали красивые кубинские женщины в коротких шортиках.

Так увлекательно прошла неделя в Гаване. И через неделю передовики Кубани поехали отдыхать целых две недели на один из лучших курортов мира – в город Варадеро!

Варадеро встречает наших

Варадеро - очень интересный курорт на берегу Атлантического океана. Там нашему земляку особенно запомнился мелкий песок, похожий на муку.

- Как прилипнет этот песок к мокрому телу, караул. Но, как выходишь из океана, был сделан душ, где можно обмыться, - рассказывает Миша Матевосович.

Кубанские передовики жили в небольшой гостинице на втором этаже.

- Помню, что постели были там хорошие, удобные, а вот подушки какие-то жесткие. И кормили нас там очень хорошо, - говорит М.В. Позоян. – Еще помню, как нас повезли в индейскую деревню Гуама – это музей, в котором никто на тот момент уже не жил. Сначала мы ехали автобусом из Варадеро, а потом сели на яхту и поплыли. Раньше вся эта деревня была в воде, и сосед к соседу «ходил» в гости только на лодке. Нам рассказали, что в этой деревне были необычные для нас порядки: замужние женщины прикрывали свое тело листьями, а незамужние – ходили голыми. Там мы обедали в круглом ресторане, который был сделан без единого гвоздя. А по пути обратно в Варадеро мы искупались в Карибском море.

Из этой туристической поездки на Кубу наш герой привез на память много фотографий, бутылку экзотического рома, кораллы, огромную ракушку, которую достал со дна реки на необитаемом острове Алексей Иванович Агиенко, и книгу со знаменитой трехчасовой речью Фиделя Кастро, кубинского революционера и бессменного руководителя Кубы с 1959 по 2008 год. Но главное, что он привез из той поездки - это, конечно, море или даже океан удивительных впечатлений, которыми он и поделился с нами. А книжку эту с речью Фиделя Кастро Миша Матевосовис Позоян подарил председателю своего родного колхоза «Победа» и просто хорошему человеку Анатолию Васильевичу Сергиенко.